Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Такие же, как не мы

Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» с участием Полины Агуреевой и Игоря Гордина стал историей про людей из далекой эпохи

В программке постановки Виктора Рыжакова под названием значится: «Пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году». Ремарка неслучайна: она указывает на то, что, по мнению создателей спектакля, этот хрестоматийный текст — достояние стародавних советских времен, и многое в нем современному зрителю может показаться странным. А значит, к истории, рассказывающей о том, как после семнадцати лет отсутствия Александр Ильин, работающий шофером на Севере, вернулся в Ленинград к своей любимой женщине Тамаре, необходимо найти какой-то особый подход.

В результате пьесу Володина играют вовсе не в привычном для нее ключе психологического реализма, а стремительно и гротескно — так, как могли бы, вероятно, исполнить фарс Мольера. Нет, конечно, тут нет гумозных носов и накладных животов, зато есть утрированные комедийные интонации и физические действия — вроде длинной серии ударов ногой по заду, которые один персонаж наносит другому. Декорация проста, функциональна и остроумна: квадратная поворотная площадка, в центре которой стена с дверным проемом. Актеры активно лазают по стене, качаются на дверном проеме, как на турнике, бегают или боксируют, произнося скороговоркой текст, многие реалии которого для сегодняшнего зрителя, вероятно, и впрямь — как из жизни инопланетян.

Вот, например, как рассказывает о себе Тамара: «За все отвечать приходится: и за дисциплину, и за график, и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам. <...> Ну, конечно, я член партии. Коммунисту можно потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь».

Когда Ильин валяется на полу и ведет нетрезвые разговоры, из спектакля улетучивается ироническая отстраненность

Подчеркивая временную дистанцию между героями «Пяти вечеров» и публикой, режисер, похоже, ставит спектакль про изломанных системой людей, смешных и трогательных в своей нелепости. Во всяком случае, именно это играет Полина Агуреева. Ее угловатая Тамара, облаченная в глухую, до пят, ночную рубашку, не выходит из зажима даже в минуты счастья; значительную часть времени она говорит с интонацией, в которой причудливо сплавлены бодрость выступающей на трибуне общественницы с напевностью исполнительницы народных песен — тоже советского образца.

Но если герои этой истории должны вызвать у зрителя скорее усмешку, чем сопереживание, — зачем было за нее браться? Вся эта стремительная буффонада имела бы смысл, если бы была уравновешена моментами откровенной, отчаянной лирики: тогда зажатые главные герои становились бы предельно естественными, пробиваясь к себе — настоящим. Но это (и то лишь отчасти) получается только у Игоря Гордина, актера московского ТЮЗа, в последние сезоны вышедшего в ряды театральных звезд. Когда его Ильин валяется на сцене и ведет нетрезвые разговоры с девушкой Катей (этого активно участвующего в воссоединении главных героев персонажа талантливо играет студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких), из спектакля наконец-то улетучивается ироническая отстраненность. И становится понятно, что с 1959 года ничего, в сущности, не изменилось: мужчинам по-прежнему важно, чтобы их не сочли неудачниками, прошлое никогда никуда не уходит, и вся жизнь может перевернуться за пять вечеров.

6 апреля, «Мастерская Петра Фоменко», наб. Тараса Шевченко, 29, тел. 249 11 36

 

Александра Машукова
Фото: Екатерина Цветкова
Ведомости № 12 (244) 01 апреля 2011
Источник: http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2011/04/01/17016

 

Театр Мастерская П. Фоменко - ближайшие представления:


Русский человек на Rendez-Vous 08.12.2019
Волемир 08.12.2019
Самое важное 09.12.2019
Завещание Чарльза Адамса 09.12.2019 10.12.2019
Одна абсолютно счастливая деревня 10.12.2019 25.12.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100