Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Живи, пока дают

18 января 2002 года
Ирина Виноградова
Живи, пока дают
Наверное, пьесу Виктора Шендеровича можно ставить только за слова. Чтобы было умно, смешно, осмысленно и не скучно одновременно - такие произведения еще поискать. Пускай "каркас" пьесы не кажется слишком оригинальным - все-таки вопросы жизни и смерти, размышлений и метаний человека перед возможным концом, поиска альтернативы - не самая новая тема, но, во-первых, от нее никуда все равно не деться, и, во-вторых, все вовсе даже не страшно и серьезно, а очень даже легко и занимательно. Детали, слова, предлагаемые идеи оказываются гораздо важнее и интереснее содержания самого по себе.

Квартира со стеклянной стеной, за которой просматривается городской пейзаж - какая-то высотная гостиница типа "Измайлово", крыши жилых домов. В комнате - кровать, стол с компьютером, стена, на которую проецируется изображение монитора. Человек - Пашкин Иван Андреевич (Александр Воробьев) приходит домой, устраивается на кровати, включает компьютер - на стене сайт посвященный корму для собак. "Нет сайта - нет человека". Не успевает герой перейти на какие-то любимые страницы, раздается звонок в дверь - знаменитый бетховенский "стук судьбы" с маленьким хвостиком. На пороге - Некто Стронциллов (Михаил Хомяков) - в белом парике, в белой куртке типа ватника, под которой белая рубаха, брюки, заправленные в кирзовые сапоги. Ангел, утративший крылья в процессе эволюции, прилетел работать - оформлять очередного клиента на тот свет. И дверь уже не захлопнуть, что с ней ни делать. Ангел говорит, что "компьютер выбрал ваш номер - Божья воля", и вот уже на мониторе "Официальный сайт Царствия небесного" www.vsetambudem.ru, на котором все уже подготовлено - осталось только заполнить анкетку. Узнав, что жить осталось всего до утра, человек начинает торговаться - то ли вместо себя кого-нибудь предложить, то ли еще как выкрутиться. Да и у ангела тоже здоровье не железное - сердце прихватило, и коньячок тут весьма кстати. Ангел рассказывает подробности будущего - что будет, да как, что приедет Ликвидатор, душу заберет, тело оставит. "А где буду я - если душа - там, тело - здесь?" Серьезный вопрос… А пока осталось подписать завещание - квартира и дача отходят в пользу ангела. Выясняется, что и ангел - падший, сослан на землю, подбирает себе жилье, то есть и жертву выбирал не совсем компьютер. Зато "там" будет попроще, хотя рай и ад для каждого свой. "Геббельс живет среди евреев". - "А что евреи?" - "А они его забыли и не видят, они - в раю". Если ангел лишь временно бессмертен, то за свою жизнь можно и побороться - нож не пойдет, лучше топориком оглушить, веревкой обвязать, рот скотчем заклеить и сдать заместо себя. И не дать задохнуться - даже скорую помощь вызвать. И Ликвидатора в конце концов прогнать.

В изложении все это выглядит, возможно, скучновато, но серьезный юмор Шендеровича с его парадоксальными заявлениями, философскими определениями, тонкими наблюдениями никуда не делся, это точно. Присутствует практически каждый момент, и просто пытаться его пересказывать - дело не слишком благодарное. Режиссер-постановщик Валерий Сторчак решил, кажется, не мудрствовать лукаво и не углубляться неведомо куда - поставить пьесу почти "как есть", дав актерам возможность максимально себя проявить. В этом театре вообще актерам отводится ведущая роль, а в данном случае такой подход оправдал себя абсолютно. Михаил Хомяков иллюстрирует каждое свое слово - не на уровне описываемого события, скорее, на уровне соответствующего переживаемого состояния, превращаясь к концу из делового исполнителя в трогательного земного человека. Александр Воробьев от простого обывателя, готового сдать своих соседей, через "тварь дрожащую", жертву обстоятельств переходит к состоянию благородного героя, чтобы в конце вновь стать почти братком, самоуверенным и деловитым: "Нет, пусть живет - мы с ним по-человечески: придем, ногами с двух сторон побьем, деньги сам принесет и куда надо положит". Наблюдать за актерами одно удовольствие - у остальных роли тоже маленькие, но яркие, с хорошо придуманными трюками и образами.

…После спектакля остается достаточно странное ощущение: пока смотришь - тебе хорошо, будешь ли его вспоминать потом - трудно сказать. То есть наличие хороших актерских работ, смешного юмора, состояния комфортного наблюдения за происходящим в памяти останутся - пусть в виде сжатого файла, а захочется ли его распаковывать и о чем-то подумать… Вряд ли, хотя, конечно, время покажет. Да и насколько это важно, если хорошо все-таки было?

Театр п/р О. Табакова - ближайшие представления:


Безымянная звезда 15.11.2019 28.11.2019
КАТЕРИНА ИЛЬВОВНА 16.11.2019 18.12.2019
Скамейка 16.11.2019 30.11.2019
ВОЛКИ И ОВЦЫ 17.11.2019 24.11.2019
Мадонна с цветком 17.11.2019 01.12.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100