Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Очередная жертва Большого

Сегодня, 3 июля 2000 года
Константин Михайлов


Очередная жертва Большого

В главном оперном театре России утопили "Русалку" Даргомыжского

БОЛЬШОЙ театр уже несколько лет успешно осваивает амплуа застойного советского предприятия, выпускающего неликвиды. Технология проста. Берутся произведения "второго ряда" музыкальной классики (вроде поставленных недавно "Франчески да Римини" Рахманинова, "Моцарта и Сальери" Римского-Корсакова или "Опричника" Чайковского), а затем поручаются посредственным постановщикам и исполнителям. В результате немногочисленные достоинства произведений и артистов становятся незаметными, а недостатки предстают во всей красе.

"Русалка" Даргомыжского идеально вписалась в эту технологическую схему. Современники, не отказывая Даргомыжскому в таланте, сурово называли его дилетантом, который затеял реформу оперы (решил приблизить ее музыкальный язык к разговорным интонациям), не изучив толком ни тех традиций, которые он собрался пересмотреть, ни находок своих коллег-композиторов, преуспевших на том же реформаторском поприще. В результате сюжет о дочери мельника, узнавшей об измене возлюбленного и бросившейся в Днепр, композитор оформил вполне банальными ариями, ансамблями и танцами в духе старой доброй романтической оперы. А между подобными номерами неуклюже вставил "новаторские" речитативы и сусально-"народные" хоры. Получился тяжеловесный опус, музыка которого напоминает нечто среднее между перепевами опер Глинки и салонными романсами.

Спасти такое произведение могла лишь изобретательная постановка с живописными мизансценами, эффектными декорациями, разнообразием световых эффектов и яркими актерскими работами. Романтические оперы, собственно, и создавались в расчете на впечатляющую работу театральной машинерии. И в этом плане "Русалке" повезло, что Даргомыжский не преуспел в своем новаторстве, а удержался в рамках сложившихся традиций.

Но режиссер и балетмейстер Максим Кисляров вместе с художниками Виктором и Рафаилом Вольскими помогли Даргомыжскому сокрушить традиции. Они отвергли все привычные сценические средства старого Большого театра - красочное "реалистическое" оформление, тщательно проработанные мизансцены и прочее. Сцена обрамлена мятыми золотистыми кулисами, артисты одеты в блеклые псевдорусские костюмы. Они то бестолково мечутся по сцене, то застывают в нелепых позах. Солисты время от времени со страхом взбираются на качели, заботясь при этом уже не о пении, а только о том, как бы не упасть.

Самый примитивный самодеятельный капустник был бы увлекательнее этого нелепого трехчасового действа, суть которого сводится к тому, чтобы в течение максимально длительного времени продемонстрировать минимум профессионализма. К сожалению, исполнители придерживаются того же принципа. Оркестр Большого театра выразителен и красочен, но звучит как расстроенный инструмент. Солисты совпадают с ним лишь изредка. Но, право же, лучше бы оркестр их заглушал. Пение Князя (Николай Васильев и Анатолий Зайченко) натужно и фальшиво. Голос его возлюбленной Наташи (Ирина Рубцова и Елена Зеленская) то резок, то глуховат. А Мельник, роль которого в свое время прославил Шаляпин, похож в исполнении ведущего баса Большого Владимира Маторина не на трагического безумца, а на опереточного комика.

Высмеивать все эти курьезные детали можно бесконечно. Но беда в том, что тем временем партитуры классических шедевров "первого ряда" - "Садко" и "Снегурочки" Римского-Корсакова, "Отелло", "Дона Карлоса" и "Риголетто" Верди, "Дон Жуана" Моцарта, "Кольца Нибелунга" Вагнера и десятков других опер основного мирового репертуара пылятся в библиотеках. Уникальные декорации Федоровского, Вильямса, Бенуа к знаменитым постановкам Большого гниют на складах. Певцы разъезжают по индивидуальным гастролям, теряя форму. А зрители и критики, в отсутствие сравнений, принимают нелепости "Русалки" за обветшавшие, но истинные традиции Большого. Или даже за отличительные признаки самого оперного жанра.

 

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Гала-концерт «Звезды "Бенуа де ла данс" — лауреаты разных лет» 22.05.2019
ИОЛАНТА 23.05.2019 22.05.2019
Лунный мир 24.05.2019 23.05.2019
Stabat Mater, Человеческий голос 25.05.2019
ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ 26.05.2019 25.05.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100