Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Зато звезды включают вовремя

Вечерний клуб, 1 июля 2000 года
Татьяна Шехтман


Зато звезды включают вовремя

Даргомыжский, "Русалка". Большой театр

"Русалкой" театр завершил 224-й сезон, она «пополнит репертуар юбилейного 225-го сезона», — с гордостью сообщает очевидный факт пресс-релиз.

Однако поводов для гордости и для радости мало: новая «Русалка» в самом деле способна лишь «пополнить» репертуар, но отнюдь не украсить его - ни яркими актерскими работами, ни тонкой интерпретацией музыки, ни необычностью режиссерского решения. Уныние критика на оперных премьерах Большого становится привычным, и начинает казаться, что смотришь один нескончаемый спектакль под условным названием «русская опера».

Сказанное вовсе не означает, что режиссура Михаила Кислярова полностью лишена занимательных моментов. Отнюдь. Он честно попытался создать фантастическую атмосферу: сами по себе раскачиваются неведомо к чему прикрепленные качели, солнышко на мельнице садится справа налево, а луна и звезды появляются строго под настроение соответствующей сцены. Так, их включают под элегические воспоминания Князя «Мне все здесь на память приводит былое...» и выключают, едва отзвучала последняя нота. Полная же тяжких предчувствий Наташа поет «Ах, прошло то время» под внезапно сгустившимися мрачными тучами, которые исправно рассеиваются, снова открывая солнце, с финалом арии. Словом, в самых патетических местах зрителю предлагается полный комплект надлежащих эффектов, хотя бы и вырванных из контекста.

Михаил Кисляров значится в программке режиссером и балетмейстером, но его вторая ипостась постоянно подавляет первую. Порхают на пуантах барышни в кокошниках при встрече Наташи и Князя; пляски русалок в третьем действии и финал - нисхождение Князя в русалочье царство - поставлены с явной завистью к «Жизели», что выдают даже фосфоресцирующие венки злорадствующих дев; и как апофеоз торжества балетмейстера в режиссере - Князь и Княгиня на свадьбе танцуют во главе мимического ансамбля, добросовестно выделывая все необходимые па.

Стук пуантов необыкновенно оживляет представление, пробуждая от тоскливого сна публику, сморенную темпами оркестра Марка Эрмлера. Страсть, испепеляющая душу, которая и в смерти жаждет мести, - чему и посвящена «Русалка» — не находит выхода ни в звучании оркестра, ни в голосах солистов. Пожалуй, лучше других со своей задачей справился Игорь Матюхин (Мельник) - по крайней мере, его демонические полеты на качелях и порыв придушить. Князя истрепанной лентой дочери не казались неоправданными. Николай Васильев (Князь) был более озабочен тем, как попасть в нужные ноты, чем проблемами любви: даже всепрощающая публика генеральной репетиции содрогнулась, услышав его невнятное сипение «Я узнал Наташи голос». Ирина Рубцова с одинаковым спокойствием изобразила как страдания Наташи, так и злорадство Русалки - словно не произошло никакого преображения «отчаянной и презренной девчонки» в русалку, «холодную и могучую».

Впрочем, с чего бы и преображаться: волей режиссера и художников нет никакого Днепра и крутого утеса; блеклый задник и помост-волнорез больше напоминают балтийское мелководье, утопиться в котором само по себе проблема. Вот Наташа и не тонет, а горделиво застывает на самом краю, пока на нее опускается что-то черное и круглое: то ли батискаф для будущей царицы русалок, то ли бездна отчаяния. В ту же бездну будет повержен и Князь в финале, а с ним затягивает туда и зрителя, который уже не в силах надеяться на спасение из мрака традиций оперного творчества Большого театра.

 

 

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Гала-концерт «Звезды "Бенуа де ла данс" — лауреаты разных лет» 22.05.2019
ИОЛАНТА 23.05.2019 22.05.2019
Лунный мир 24.05.2019 23.05.2019
Stabat Mater, Человеческий голос 25.05.2019
ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ 26.05.2019 25.05.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100