Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Вода, вода, кругом вода...

Новые известия, 29 июня 2000
Мария Бабалова


Вода, вода, кругом вода...

Премьера оперы Даргомыжского "Русалка" в Большом театре

Возвращение повелительницы водной стихии Москва встретила проливным дождем. Пенящиеся потоки спугнули даже билетных спекулянтов, перманентно сторожащих стены Большого, — они были готовы расстаться со своим товаром и за полцены, несмотря даже на сопутствующий любой премьере ажиотаж.

«Русалка», написанная Даргомыжским на либретто собственного сочинения по одноименной драме Пушкина, не показывала свой хвост столице почти четверть века. Эта опера имеет долгую, но не счастливую судьбу, и нынешняя ее версия — уже восьмая для Большого театра, несмотря на репутацию скучного произведения. История музыкального театра за все 144 года сценической жизни «Русалки» пока не нарекла ни один из спектаклей триумфом. А первая постановка, состоявшаяся в Петербурге в 1856 году, вообще закончилась провалом, что признавал и сам композитор.

Над историей прекрасной мельничихи, от несчастной любви утопившейся в водах Днепра, но не погибшей, а ставшей его владычицей, Даргомыжский трудился 16 лет, пытаясь создать что-то новаторское в музыке. Получилась стилистически пестрая «большая опера с танцами», где соседствуют романсовость и фольклорность, число арий сведено к минимуму, и присутствует один-единственный шлягерный номер - ария Мельника, с которой вся коллизия и начинается.

Дебютант «большой» режиссуры, ученик патриарха нашего оперного театра Бориса Покровского, постановщик спектакля, заодно принявший и функцию балетмейстера, Михаил Кисляров обнаружил невероятно иронический подход к сюжету. Громадная массовка, неловко приплясывая, то и дело таскает взад-вперед бутафорские яства, а солисты, управляясь то с качелями-транспортером, то с соломенными чучелами, употребляют весь набор вампучных оперных штампов на фоне бесконечных танцев, своими лучшими моментами напоминающих утреннюю зарядку

Хореографические экзерсисы — вообще доминанта всего спектакля, ради воплощения которых Князя и Княгиню в сцене свадебного торжества подменяет пара из «танцующего» миманса, так что на одно мгновение на сцене оказываются сразу два княжеских дуэта. Логика и оправданность сценического действия отсутствуют напрочь. Пародия читается и в сценографии. У художников Виктора и Рафаила Вольских главная деталь лаконичных декораций без березок и теремов - золотой, серебряный и черный круги, и выглядят они не иначе, как ответом братьев Казимиру Малевичу

Сопереживать печалям героев, по традиции Большого театра щедро завернутых в бездушные парчу, бархат и золото, нет никакой возможности, да и желания тоже. Еще больше позабавило появление в финале маленькой русалочьей дочери (Анна Штукатурова) в образе подводной лолиты. После незамысловатой акробатической комбинации она кокетливо запрыгивает на колени к своему отцу, чтобы завлечь его в днепровские воды.

И хотя оперу в театре репетировали полгода, музыкальная часть при «рассыпанном» хоре (хормейстер - Станислав Лыков) и безразличном оркестре, под палочкой своего главного дирижера Марка Эрмлера начинающего каждое действие с невыносимо помпезного аккорда, не вписалась ни в какие рамки профессионального соответствия. Мелодические речитативы и множество сложных ансамблей, сделанные композитором в стиле «русского bel canto», требуют от певцов гипермузыкальности, на которую солисты Большого оказываются не способны. Несмотря на то, что Большой театр решился реанимировать это детище Даргомыжского по просьбе своих ведущих солистов - баса Владимира Маторина и сопрано Елены Зеленской.

Но Маторин заболел и премьеру петь не стал. Обладательница очень красивого голоса Елена Зеленская (Наташа-Русалка) старалась, как могла, сберечь лирические нюансы оперы и быть трогательной, блуждая в дебрях танцрежиссуры. Игорь Матюхин, выступивший в роли Мельника, никак не мог обрести четкость дикции и, под стать остальным солистам, подружиться с интонацией. Мощное меццо Татьяна Ерастова (Княгиня) и столь же мощный баритон Сергей Мурзаев (Сват), к сожалению, пели, руководствуясь принципом «сила есть - ума не надо». А тенор Анатолий Зайченко, раньше исполнявший в Большом исключительно партии третьего плана и даже несколько лет назад переживший увольнение «в связи с сокращением штата», неожиданно возвысился до положения премьера. Запинаясь в каждом пассаже, он на корню загубил всю партию Князя, не пощадив и чарующей каватины «Невольно к этим грустным берегам...». Так что о фантасмагорической любовной легенде и речи быть не могло.

 

 

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Гала-концерт «Звезды "Бенуа де ла данс" — лауреаты разных лет» 22.05.2019
ИОЛАНТА 23.05.2019 22.05.2019
Лунный мир 24.05.2019 23.05.2019
Stabat Mater, Человеческий голос 25.05.2019
ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ 26.05.2019 25.05.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100