Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

На дне

Ведомости, 28 июня 2000 года
Вадим Журавлев


На дне

"Русалка" Даргомыжского в Большом театре

Вчера Большой показал премьеру - новую постановку оперы "Русалка" Даргомыжского. В главном театре страны изо всех сил пытались придать этому спектаклю статус неординарного события. Премьеру транслировали по телеканалу "Культура". Но, к сожалению, постановка молодого режиссера Михаила Кислярова только пополнила репертуарный балласт главного театра страны.

Опера Даргомыжского уже много лет в загоне. Все театры страны стараются обходить "Русалку" стороной. Даргомыжский потратил на нее 16 лет жизни, очень стараясь сохранить текст пушкинской трагедии и уйти от канонов царствовавшей тогда на сценах "большой французской оперы". Получилось эклектичное действо: вместо шлягерных арий - длинные и скучные мелодические речитативы, сдобренные и большими хоровыми финалами, и рутинными дивертисментами. Услаждать слух меломанов могут только знаменитая ария мельника и каватина князя. Все остальное время публика скучает. Понятно, что кассовыми такие спектакли никогда не становятся. Конечно, при наличии великих певцов и "Русалка" бы превратилась в шлягер. Но таких певцов в труппе Большого сейчас просто нет. Да и худрук оркестра Марк Эрмлер постоянно погружает сцену и зал в сонный транс, отчего главное детище Даргомыжского хочется вернуть снова в архив. Тем более что "звучащее пушкинское слово", за которое, как уверяет в пресс-релизе Эрмлер, оперная труппа боролась, вообще не удается разобрать.

За границей любой новый спектакль, выпущенный ценой плотной 40-дневной работы, прокатывают до изнеможения. В Большом по непонятной причине после нескольких месяцев работы новые постановки покажут пару раз - и откладывают на несколько месяцев. За это время певцы напрочь успевают забыть партии и мизансцены, и второе пришествие спектакля, как правило, радует зрителей еще меньше. Новой "Русалке", похоже, эта участь не грозит. Постановка режиссера Михаила Кислярова и художников Виктора и Рафаила Вольских настолько плоха, что ее уже ничто не может испортить. Ощущение вторичности спектакля возникает с первых минут, когда оперный блокбастер кажется сериальным продолжением уже поставленных в театре "Опричника" Чайковского и "Псковитянки" Римского-Корсакова. Снова обилие злата-серебра, расшитых кафтанов и фальшивых жемчугов.

Приглашение Кислярова, работающего сейчас в Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского, вселяло надежды на появление в театре молодого поколения. От Кислярова ждали свободы от оперных штампов и дерзких решений, тем более что Большой заключил с ним контракт уже на следующую постановку - "Набукко" Верди в декабре 2000 г. Видимо, и через полгода нам вновь придется лицезреть убогие мизансцены в духе спектаклей Покровского 30-летней давности, бесцельные пробежки из кулисы в кулису с корзинами бутафорских фруктов и качели, качающиеся вдоль сцены. Кроме того, Кисляров еще и балетмейстер, а потому "Русалка" оказалась похожей и на "Травиату" в постановке Владимира Васильева, в которой дивертисментам отводится едва ли не главная роль.

Сам Васильев обещает поставить в следующем сезоне шлягерную "Кармен" Бизе. Для участия в этом спектакле, по слухам, приглашают легендарного дирижера Карлоса Кляйбера, который уже пытался пару лет назад поставить в Большом "Отелло" Верди. Но тогда театр не сошелся с ним по части финансов и авторских прав. Может, теперь, когда берущийся за постановки раз в десять лет Кляйбер приедет в Большой, у нас появится хоть какая-нибудь надежда на успех очередного проекта Большого театра.

 

 

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Милосердие Тита 17.09.2019 18.09.2019
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН 17.09.2019 18.09.2019
Один день Ивана Денисовича 21.09.2019 22.09.2019
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 21.09.2019 22.09.2019
Дон Жуан, или Наказанный развратник 26.09.2019 27.09.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100