Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Светлановская "Псковитянка"

Коммерсант, 17 декабря 1999 года
Елена Черемных


Светлановская "Псковитянка"

В Большом театре — премьера оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». Для театра она стала одной из двух запланированных в сезоне премьерных галочек, для публики — редчайшей встречей с маэстро Светлановым, а для самого Евгения Светланова — итоговым разговором о русской опере.

Говорят, это вторая «Псковитянка» Светланова. Не совсем так. В 1955 году как ассистент дирижера он взял постановку 1931 года, которую считать самостоятельной светлановской интерпретацией было бы преувеличением. Теперь он получил возможность высказать все, что думал о «Псковитянке» и о русской опере.

«Псковитянка» уникальна как первый и сразу же сложившийся монолит историко-литературной идеи (об отмаливании Иваном Грозным жестоко подавленной мнимой измены новгородцев) с идеей религиозной (жертвенным агнцем стала незаконная царская дочь Ольга); самодостаточной концепции славянской оперы (с хорами и фольклорными былинами) и отменного дендистского тона ее подачи. Выросшая одновременно из двух принципиально разводимых «Могучей кучкой» (а значит, и всем ближайшим окружением Римского-Корсакова) опер Глинки — «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы», «Псковитянка», в свою очередь, дала импульс не только его последующим операм, но и «Опричнику» Чайковского, и даже «Александру Невскому» Прокофьева. Это слышно.

Любопытно, что в свое время в государственном цензурном комитете через «Псковитянку» композитор отстоял право появления на оперной сцене русских царей доромановского дома. Показательно, что Дягилев возил ее на «Сезоны» в окружении «Годунова» и «Хованщины». Прекрасно, что Грозный из «Псковитянки» стал самой легендарной шаляпинской ролью. Всем этим «Псковитянка» зафиксировала место русской оперы в европейском контексте, которое уже не менялось с тех пор, как оперные автографы Римского и Мусоргского в мире стали цениться наравне с Вагнером и Верди.

Все это о «Псковитянке» Евгению Светланову не только понятно,— это ему дорого и близко. Но, связавшись с Большим театром, адепт русской музыки оказался в сложном положении.

Можно сказать, Светланов спас музыку «Псковитянки», но потопил одно за другим усилия сценографа Сергея Бархина и режиссера Иоахима Шароева. Два его партнера-оппонента отрекомендовались среднестатистическими стилистами и загримировали постановку под эйзенштейновских «Ивана Грозного» и «Александра Невского». То жанровый реализм, то символизм с юродивыми на фоне экспрессивного занавеса в первом акте; то хороводы, то суетная жестикуляция; то сверху псковский наместник, то откуда-то снизу — Иоанн Грозный.

Светлановский оркестр, китом проплывая сквозь сомнительную суету хоровой массовки и сквозь аляповатое подобие псковских соборов, поражал деликатным обхождением с партитурой и с солистами, которым давалось и выговориться, и выплакаться. Но и сам дирижер допустил несколько ошибок. Главная — царь Иоанн в исполнении Вячеслава Почапского с голосом, лишенным устрашающей басовой харизмы. Княжна Ольга (Мария Гаврилова) по-бабьи выводила страдательную линию, форсируя в дуэтах. Басовая партия Князя Токмакова (Леонид Зимненко) выглядела удачно лишь до коварных верхних нот в сцене Веча, которое совсем уже порушили сквалыжный баритон гонца — Юрия Григорьева (по совместительству возглавляющего оперную труппу Большого) и гнусавый тенор Михайлы Тучи (Павел Кудрявченко).

Светланов оказался пленником слабой театральной труппы, чуть более дисциплинированного оркестра и самой уязвимой в Большом субстанции — режиссуры и сценографии. Не говоря уже о полностью отсутствующем там пафосе любви к оперному жанру. Судьба постановки очевидна. Свозив оперу на пару гастролей, маэстро оставит ее затем Васильеву на растерзание. Вот тут и начнется: голоса сдуются, хор растеряет дисциплину, а о Светланове и его «Псковитянке» останется только воспоминание.

 

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Милосердие Тита 17.09.2019 18.09.2019
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН 17.09.2019 18.09.2019
Один день Ивана Денисовича 21.09.2019 22.09.2019
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 21.09.2019 22.09.2019
Дон Жуан, или Наказанный развратник 26.09.2019 27.09.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100