Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Гибель Дон Жуана

Гибель Дон Жуана

В Большом театре состоялась оперная премьера сезона
Мария Бабалова

На главной сцене страны "Дон Жуана" Моцарта не было более полувека. И лучше бы он не возвращался.

Для модного режиссера Дмитрия Чернякова это уже вторая постановка в Большом с чужого плеча. Сначала он взялся за "Воццека" Берга, первоначально замышлявшегося как спектакль известного немца Петера Конвичного. Теперь Черняков заменил на режиссерском посту не менее знаменитого Анатолия Васильева. Отведенных на репетиции двух месяцев Васильеву показалось недостаточно, и он покинул проект.

"Дон Жуан" Чернякова, родившийся на престижном фестивале во французском Экс-ан-Провансе, должен был сначала отправиться в мадридский театр Real, а затем перебраться в Торонто. Но после фестивальной премьеры Дмитрий Черняков щедро поделился своей работой с Большим театром. Где - если не де-юре, то де-факто - уже не первый сезон играет роль главного режиссера, пользуясь неограниченным доверием у официального руководства. Сопоставимой властью здесь обладал, наверное, лишь Борис Александрович Покровский. Времена изменились...

Режиссер и сценограф в одном лице, Черняков не желает возиться со Средневековьем и переносит действие в дом современного буржуа. Местные обитатели развлекаются ролевой игрой на тему, давно и досконально препарированную современным искусством: жизнь - это смертельная болезнь, передающаяся половым путем. У всех действующих лиц две заботы - секс и похороны. При полном отсутствии даже намека на любовь.

Вслед за некоторыми коллегами режиссер связывает всех героев родственными узами. Преследующая Дон Жуана по сюжету Донна Эльвира (в первом составе - солистка Новосибирской оперы Вероника Джиоева, во втором - единственная солистка БТ, занятая в постановке, Екатерина Щербаченко) - теперь не любовница его, а жена. Донна Анна (англичанка Сьюзан Гриттон и норвежская певица Биргитта Кристенсен), желающая отомстить Дон Жуану за случайную смерть своего отца, Командора, - кузина Донны Эльвиры. Церлина (чешка Черстин Авемо и участница Молодежной программы БТ Алина Яровая) - не крестьянка, а юная дочь Донны Анны. Мазетто (солист Мариинки Эдуард Цанга) - ее жених. Лепорелло (итальянец Гвидо Локонсоло и хорват Давид Бизич) - не верный слуга Дон Жуана, а приживал в доме своего дальнего родственника Командора.

Домочадцы охотно издеваются над человеком, который страдает не только комплексом Дон Жуана, но и шизофренией, сердечной недостаточностью (как в прямом, так и в переносном смысле) и алкоголизмом. Вдобавок прославленный в истории женолюб у Чернякова склонен к гомосексуализму. Для тех, кто чего-то не понял после "ритуальных танцев" Лепорелло вокруг Дон Жуана, режиссер выводит главного героя в костюме ядовито-голубого цвета...

Впрочем, опуская драматургию оперы, как говорится, ниже плинтуса, постановщик активно апеллирует к мировой киноклассике. "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи, "Теорема" Пьера Паоло Пазолини, "Гибель богов" Лукино Висконти, "Чудовищная декада" Клода Шаброля - эти фильмы цитируются в спектакле целыми мизансценами. Дон Жуан почти все время одет в пальто кофейного цвета и футболку, как герой Марлона Брандо в "Последнем танго". Однако оба баритона - грек Димитриос Тилякос и итальянец Франческо Помпони - по масштабу и харизме несопоставимы с гениальным актером. Командор в исполнении украинского баса Анатолия Кочерги калькирует образ Орсона Уэллса из "Чудовищной декады". Женские типажи тоже легко узнаваемы, но "усилены" сексуальной озабоченностью. Режиссеру понадобились не хорошие певицы-актрисы, а стриптизерши, способные шустро раздвигать ноги и демонстрировать залу то трусики, то бюстгальтер.

На первом показе театр в антракте покинули единицы. Все-таки среди присутствующих доминировали приглашенные, да к тому же по окончании давали банкет. Во время второго спектакля люди, не скрывая своего возмущения, начали выбираться из зала еще до антракта. Их можно понять: за стриптизом ходят в ночные клубы, а не в Большой театр.

Если поначалу в оперной труппе Большого негодовали по поводу того, что режиссер забраковал практически всех (не по вокальным, но по антропометрическим данным), то, увидев первые сценические репетиции, отвергнутые выдохнули с облегчением... Бедные певцы, озадаченные вовсе не музыкой, не способны создать необходимый для моцартовских опер ансамбль. Даже заикаться о какой-либо барочной стилистике вокала глупо. К тому же режиссеру Чернякову моцартовская партитура кажется вялой. Он - с молчаливого согласия дирижера - не только раздирает ее в клочья, но и "усиливает" поперек музыки женскими визгами, писками и всеобщим гомерическим хохотом.

Сравнивая работу двух составов, замечаешь, что второй явно протестует против перманентной имитации совокупления и не выполняет режиссерскую "задачу" полностью. Зато в целом поет значительно лучше, чем первый состав. Даже изредка совпадает с оркестром, который под руководством Теодора Курентзиса фальшивит и накручивает темпы. В итоге получается безнадежно устаревший и провинциальный (в худшем смысле слова) Моцарт.

Любопытно: хватит ли новому главному дирижеру театра Василию Синайскому воли и желания употребить власть и отказаться от неудачного спектакля? Меж тем Дмитрий Черняков собирается ставить оперу Глинки "Руслан и Людмила". Этот спектакль в октябре 2011-го должен открывать историческую сцену Большого...

 

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Герой нашего времени 17.10.2019 29.01.2020
Концерт артистов оркестра Большого театра 19.10.2019 24.11.2019
Лунный мир 19.10.2019 18.10.2019
Онегин 19.10.2019 20.10.2019
К 105-летию со дня рождения Кирилла Кондрашина 20.10.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100