Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Ад – это память

ВМ, 29 сентября 2010 года
Ольга Фукс

Константин Райкин сыграл «Записки из подполья»
Вошедших в зал зрителей встречает глухая стена от художника Александра Боровского – та самая стена, которую Подпольный человек Достоевского обозначает как невозможность. Невозможность заставляет смириться человека благоразумного и бесит человека подполья своей предопределенностью.

Это последняя черта, тупик, предел, расстрельное место и одновременно пристанище для его памяти, которая воплотилась в тени (уж простите за оксюморон): тени когда-то случайно встреченной и смертельно обиженной Подпольным человеком проститутки Лизы и себя самого, раздутого до небес манией величия, комплексом ничтожества, манией собственной вины.

Когда-то у Подпольного человека (в исполнении того же Константина Райкина, в постановке того же Валерия Фокина, только тридцать с лишним лет назад) была рядом живая душа (Лизу играла Елена Коренева). Но в этот раз нет и ее. Суетятся на сцене помощники – то услужливо поднесут цветы, то грубо выдернут из-под героя стул (подумаешь, дескать, артист), джазовое трио услужливо ловит каждую эмоцию, чтобы перевести ее на язык музыки. Но Подпольный Константина Райкина чудовищно, бесконечно одинок на том Страшном суде, который он сам для себя устроил.

Первой части («Подполье»), в которой берут истоки пять великих романов Достоевского, да и вся последующая экзистенциальная литература, Валерий Фокин придал вызывающе броскую, эстрадную, ерническую и страшную форму. «Сила – первая из добродетелей, без нее все остальные бессильны... А сила ума – тоже сила.

И она прекрасна. Поэтому первая часть «Записок», в которой ум подпольного человека разворачивается на свободе, в чистом пространстве мысли, по-своему прекрасна», – писал один из лучших исследователей Достоевского Григорий Померанц.

Отталкивающий и притягивающий своей правдой монолог Подпольного, этакая теоретическая база, подведенная под собственную подлость, многословная «интеллектуальная истерика» превращена здесь в полускандальный эстрадный номер. Захлебываясь многословьем, Подпольный то и дело переходит на рэп, виртуозно соединяя бешеный нерв сегодняшнего дня с подробным психологизмом Достоевского. Иронизирует над возрастом, над хворями телесными, тогда как страдание душевное вошло в его жизнь вместе с молодостью, с первыми ощущениями себя – не бытие, а страдание определяет сознание, страдание, которое нельзя променять на рай земной или небесный, не потеряв при этом человеческую сущность. Подпольный человек производит показательную операцию без наркоза на собственной душе – и терпит ее до тех пор, пока хватает сил оставаться артистичным в этом жутком анатомическом театре духа. Сегодня в России нет другого такого актера, который был бы так открыт космосу и бездне, так заражал и обжигал тягой к первому и бесстрашием ко второй, как Константин Райкин.

Концерт окончен, Подпольный возвращается в свой угол – к своей стене, к своей памяти и повторяющимся кошмарам, с которыми он уже породнился и которые с готовностью вновь проступают на стене. Вот тот самый мокрый снег, который заваливал тогда Петербург, вот тоненькая простоволосая Лиза, которая все убегает, убегает, убегает от него, бросив на стол его роковую купюру, последнюю каплю унижения. Снят концертный пиджак. На Подпольном – только исподнее. Настает время последней исповеди – и очищения. Он припоминает каждое слово, свое и Лизино, вновь и вновь постигая, как в сердцевине жестокости зарождалась любовь, а в самое сердце любви дьявольское сознание сеяло семена жестокости. И удержать эти «качели» на одной, единственно возможной для тебя стороне невозможно.

«Достоевский снова открыл, после антиномий апостола Павла, относительность падения и благословенность греха», – писал Павел Флоренский. Но как же мучительно снова пройти этот последний отрезок пути, по которому ты когда-то скатился кубарем, до собственного дна, тщательно исследуя каждый поворот, каждую кочку, каждое убийственное слово. Но другой дороги у человека нет

 

Театр Сатирикон - ближайшие представления:


#НЕБАЛЕТ 04.09.2019
Глупости 05.09.2019 06.09.2019
Однорукий из Спокана 07.09.2019 15.10.2019
#НЕПУШКИН 19.09.2019
БЕСПРИДАННИЦА 26.09.2019 18.10.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100