Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

И пришел! И пришел!

Итоги, 4 октября 2010 года
Мария Седых


В «Сатириконе» — «Константин Райкин. Вечер с Достоевским»
Если согласиться с Федором Михайловичем Достоевским, что «подпольный человек есть главный человек в русском мире», то придется признать, что к своему юбилею Константин Райкин выбрал не главную роль, а именно главного человека. Ни больше ни меньше. Ну чем, скажите, не амбиции бессмертного Парадоксалиста? Спектакль и дается от первого лица, с мимолетными отсылками к собственной биографии: герою, мол, не сорок лет, а уже все шестьдесят. И что значит быть тварью дрожащей, насекомым, я на себя примеривал (Грегор Замза в «Превращении» Кафки). И, конечно, для тех кто видел, к опыту тридцатипятилетней давности, где в маленькой комнате под крышей «Современника» молодой Валерий Фокин экспериментировал, соединив «Записки из подполья» со «Сном смешного человека» под названием «И пойду! И пойду!..». Тогда — комната со скрежетом запиралась и мы оставались с персонажами Райкина и Елены Кореневой (Лиза) в замкнутом пространстве четырех стен, в подполье. Теперь — наглухо закрыта «четвертая» стена, мы опять оказались наедине, но только в гулком безбрежном мироздании. Блочно-панельная стена, возведенная художником Александром Боровским от края до края огромной сатириконовской сцены, есть метафорическое обозначение предела — понятия, вокруг которого выстраивается мир Достоевского. Ритм задан композитором Александром Бакши, сочинившим саднящий рэп изломанного сознания. Когда-то вместе с Фокиным в спектакле «Нумер в гостинице города NN» они нашли «звук» Гоголя. Здесь — звук Ф.М.

Не знаю, что больше потрясает в исполнении Константина Райкина — бесстрашие, с которым он заглядывает внутрь себя, или виртуозное мастерство, позволяющее ему не поминутно даже, а ежесекундно меняться местами со своим персонажем. Быть внутри него и смотреть на него со стороны. Не мной замечено, что исповедальное поведение всегда есть «сознание вслух». А всякое сознание, по утверждению героя, всегда болезнь. Двоиться — «это большая мука, но в то же время и большое наслаждение...». Вот это-то мучительное наслаждение, где оба чувства соревнуются на равных, захватывающе передает артист.

Спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» делится на три части. Прелюдия — разогрев для публики: расслабьтесь, будет не страшно, вы же знаете, какой я смешной, поприкалываюсь. Уже прикалываюсь — пародирую собственные юбилейные торжества и себя Актер Актерыча, важного и знаменитого... На мгновение разверзается отверстие в стене, и перед нами уже персонаж. Так когда-то любил менять личины его папа, похоже, даже такой пиджак в искорку у него был. До встречи с Лизой он наслаждается извержениями своего ума, бесконечно вырастая в своем сознании. Чем больше юродствует, тем монументальнее становится на стене его тень. Испытание попыткой любить в каком-то смысле вернет героя к реальности. И проекция скукожится: «Тень, знай свое место!»

Одна из лучших книг о Достоевском называется «Открытость бездне». Так можно было бы озаглавить и этот спектакль.

Театр Сатирикон - ближайшие представления:


БЕСПРИДАННИЦА 18.10.2019 31.10.2019
Game over. Жестокие иры 20.10.2019 29.10.2019
Game Over 20.10.2019 29.10.2019
ВАНЯ И СОНЯ И МАША И ГВОЗДЬ 22.10.2019 19.11.2019
Все оттенки голубого 23.10.2019 12.11.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100