Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Не будьте как дети

Время MN, 18 января 2000 года
Марина Давыдова


Не будьте как дети


"Варвары" Максима Горького в "Мастерской Петра Фоменко"

Наконец обретшие собственный дом (здание бывшего кинотеатра “Киев” на Кутузовском проспекте) фоменковцы выбрали для первого стационарного” спектакля пьесу “Варвары”. Для репертуарного театра выбор неплох. Во-первых, горьковская многонаселенная драма позволяет занять почти всю – за последнее время весьма разросшуюся – труппу. Во-вторых, дробная и центробежная структура “Варваров” очень подходит этюдному методу, которому отдают предпочтение ученики знаменитого мастера. Ненавязчивая режиссура давно работающего с фоменковцами Евгения Каменьковича этой этюдности весьма способствует. Он выступает скорее в качестве педагога, чем постановщика-диктатора – старается максимально раствориться в актерах, придумать им характер, биографию и проч. В общем, говоря профессиональным языком, "разминает" пьесу. Тому, кто знаком с основами театрального ремесла, ясно, какая это кропотливая, трудоемкая работа. Каменьковичу она удается. Спектакль идет почти четыре часа, но смотреть его – особенно в первом (экспозиционном) действии – нескучно, что для современной сцены уже победа.

Как и в знаменитом шедевре фоменковцев "Волки и овцы", социальный пафос “Варваров” по возможности приглушен. В истории о том, как продвинутые инженеры приехали в патриархальную провинцию и варварски разрушили ее варварский уклад, нет очевидных реалий начала века, но какого-либо осовременивания тоже не видно. Искус превратить разночинцев-интеллигентов в новых русских, дореволюционную провинцию в постсоветскую успешно преодолен. Спектакль, как всегда у фоменковцев, получается добрым, легким и обаятельным. Ни деструктивная ирония Черкуна (Сергей Тарамаев) и Цыганова (Рустэм Юскаев), ни дремучесть местных жителей не осуждаются: все люди, все человеки, всех понять можно. Иными словами, “Варвары” еще раз демонстрируют публике фирменный стиль студии. Они же обнаруживают и безусловные издержки этого стиля.

В калейдоскопе спектакля магистральная сюжетная линия, связанная с русской Эммой Бовари Надеждой Монаховой (Галина Тюнина), совершенно теряется. Вот одна бытовая зарисовка, вот другая, вот такой диковинный персонаж, вот этакий, вот Монахова застрелилась, а вот и спектакль закончился.

Конечно, все это можно отчасти списать на особенности драматургии. У Горького нет противопоставления протагониста и среды. Есть лишь сама среда, и всякая попытка героического самостояния грозит обернуться фарсом. Но отсутствие героя не означает отсутствия подлинных чувств. Помимо “среды” и социального пафоса в “Варварах” есть пять пудов любви, буйная слепота страстей, псевдоромантические безумства... Все это у фоменковцев тоже смикшировано. Они умеют великолепно, почти виртуозно играть в любовь. Но играть любовь у них не получается. И это тоже черта стиля.

Неслучайно для одного из самых талантливых режиссеров фоменковской школы Сергея Женовача изнанка человеческой души почти всегда – заповедная область. И “Короля Лира” (Театр на Малой Бронной), и “Месяц в деревне” Тургенева (Мастерская Петра Фоменко) он ставил без инфернальных фигур, трагического накала и надрыва. Даже в его трилогии по “Идиоту” просветленному Мышкину были противопоставлены не обуреваемые страстями герои, а словно бы увиденные глазами самого князя симпатичные люди, чьи недостатки простительны и понятны. Стоит ли говорить, что Сергей Тарамаев (Мышкин) был в этом спектакле куда убедительнее Сергея Кочанова, игравшего Рогожина. Теперь Тарамаеву самому представилась возможность сыграть попытку страсти и – главное – объект страсти. И тоже получилось не то чтобы плохо, но как-то вяло.

Нет сомнений, что и Галина Тюнина, и примкнувший к студийцам Сергей Тарамаев, и Ксения Кутепова (Лидия Павловна) – артисты превосходные. И наивность, и ирония, и кокетство им весьма удаются. Но как только дело доходит до любовных признаний, стенаний и клятв, спектакль провисает. Обаяния много – драматизма нет.

Умение сыграть страсть (равно как и умение влюблять в себя зрителей противоположного пола) во все времена было составной частью актерской профессии. В “Мастерской” выросла целая плеяда артистов – тонких, умных, талантливых, но драматизма и страстей избегающих и даже опасающихся. Поразившая всех когда-то легкость в стиле необыкновенная превратилась для них в idee fixe. Главное, чтоб не получилось тяжеловесно и всерьез, а то обаяние молодости уйдет, хорошее настроение покинет, жизненный тонус зрителей повысить не удастся. Все еще обаятельные фоменковцы предпочитают талантливую инфантильность, не понимая, что повзрослеть все же лучше, чем превратиться из молодых в вечно молодящихся.

 

Театр Мастерская П. Фоменко - ближайшие представления:


Сон в летнюю ночь 20.10.2019 29.10.2019
Серёжа очень тупой 20.10.2019 13.11.2019
... Души 21.10.2019 29.11.2019
Lёгкое Dыхание 21.10.2019 22.11.2019
Король Лир 22.10.2019 06.11.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100