Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Горький в стиле Чехова

Сегодня, 11 января 2000 года
Майя Одина


Горький в стиле Чехова


В "Мастерской Петра Фоменко" вышел первый спектакль на новой сцене - "Варвары"


Галина Тюнина (Надежда Монахова) и Карэн Бадалов (Доктор). Нелюбовь


В "ВАРВАРАХ" режиссер Евгений Каменькович сохранил все, что всегда составляло особое обаяние "фоменок", - нетрадиционное, не совсем театральное пространство, непременно с каким-нибудь сюрпризом, вроде бильярда в дальних комнатах, отсутствие громоздких декораций, песенки, романсы, изящный психологизм и легкую манерность в игре актеров, и в особенности актрис. А также гитаристов, которые в мастерской пользуются особой любовью: редко в каком спектакле не присутствует струнный перебор и какая-нибудь чуть приметная мелодия невзначай, из глубины кулис, не сопровождает действие, тихо напевая о чем-то самом важном. Вот и в "Варварах" поют. То знаменитую песню из "На дне": "Солнце всходит и заходит...", то дышащий тоской и меланхолией романс: "Говорят, весна вернется, расцветет природа вновь, все воскреснет, оживится; не вернется лишь любовь...".

В режиссуре Евгения Каменьковича горьковские "Варвары", целиком состоящие из семейных сцен, ссор, скандалов и драм, обрели какую-то чеховскую атмосферу и тургеневское изящество. Щебечут птицы, бренчит оркестрик, мелькают дамочки в легких нарядах. Горьковские вопросы: кто в славном городе Верхополье те самые варвары - циничные столичные инженеры, взбаламутившие глупую жизнь обитателей уездного города, или же сами пошлые и никчемные Павлины, Маврикии, Архипы и Палагеи, слоняющиеся по улицам родного захолустья, - как-то незаметно растворились в легкости и обаянии "фоменок". Варваров нет. Все милые люди. Но жизнь тем не менее тяжела и невыносима. Как говорит несчастный Маврикий Монахов: "Все мы хорошие люди, главное - не надо нам мешать друг другу". Но ведь мешают же. И "лезут!". Да еще и в такую тонкую материю, как любовь.

Спектакль получился про "пять пудов любви". Причем самой горькой, мучительной, убивающей душу и не дающей жить. И о том, как верно и красиво умеют любить женщины и как беспомощны и жалки мужчины.

Каменьковича трудно заподозрить в симпатиях к идеям феминизма, но, так или иначе, в его постановке все женщины прекрасны. Какими бы они ни были. Пошлыми и смешными, как выслеживающая своего молодого супруга Палагея Притыкина (Ольга Левитина), дерзкими, как юная Катя Редозубова (Мадлен Джабраилова), глубоко провинциальными, как Надежда Монахова (Галина Тюнина), беспомощными в своей вдруг ставшей ненужной любви, как Анна (Полина Кутепова), слишком гордые, чтобы полюбить, как Лидия Богаевская (Ксения Кутепова), или просто старые, как ее тетушка (Людмила Аринина). А что касается мужчин, то даже главный герой - Егор Черкун (Сергей Тарамаев), пленивший решительностью характера всех женщин, в результате оказывается и хлипок, и слаб.

Такая изящная трансформация пьесы интересна и даже неожиданна. И главное - внешне очень красива, что при скромности новой сценической площадки немаловажно. Но держится вся эта любопытная конструкция не на четкости режиссерской мысли (она как-то размыта), а на том эфемерном и трудно определяемом понятии, именуемом обаянием театра, которое в своей почти десятилетней скитальческой жизни "фоменки" ничуть не утеряли.

 

Театр Мастерская П. Фоменко - ближайшие представления:


Сон в летнюю ночь 20.10.2019 29.10.2019
Серёжа очень тупой 20.10.2019 13.11.2019
... Души 21.10.2019 29.11.2019
Lёгкое Dыхание 21.10.2019 22.11.2019
Король Лир 22.10.2019 06.11.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100