Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Возвращение из Зазеркалья

Последняя премьера Театра «ОКОЛО»настолько совершенна, что, едва охладив горящие от оваций ладони, а от восторга мозги, хочется понять: из каких элементов и как складывается безукоризненное создание? Почему в переполненной плоскими агрессивным примитивом театральной Москве явлен спектакль нежный и легкий, как дыхание спящего ребенка.
Конечно, долю успеха стоит отнести на счет блестящего автора, остроумца Льюиса Кэрролла,из сплетения фантастических историй которого родилось представление;его литература нонсенса, затейливые шарады и словесные головоломки —лакомый кусочек для сценических розыгрышей. Словно тот гриб, отведав который с разных сторон, меняешь собственные параметры и ракурс восприятия. Но ведь не впервые его герои ступают на подмостки, и раньше были попытки воплотить прихотливые существа и их анекдотические поступки и речи.
Разумеется, велика заслуга постановщика: многолетний лидер театра Юрий Погребничко знаменит (точнее — известен неширокому кругу тех, кто предпочитает оригиналы спискам) ошеломляюще, порой обескураживающе нетрадиционным подходом к привычным, до хрестоматийных цитат затасканным произведениям (кто-то из рецензентов заявил, впрочем, что у мастера лишь один ключик для любой драматургии).
Вот и здесь — все знают, что оксфордский математик Доджсон создал абсурдный, по-детски забавный мир на основе строжайшей и стройной логики (подобно тому, как его псевдоним родился из хитроумных манипуляций с собственным именем); но еще никому, сколь помнится, не приходило в голову произвести обратную операцию: вернуть героев и события из Зазеркалья и страны чудес в породившую их (и нас), столь привычную и непримечательную на скорый взгляд повседневность. Обнаружить в демонстративно выдуманных происшествиях не просто вероятные, но прямо-таки типичные явления и характеры. Сохранив очарование страниц, предназначенных «для младшего школьного возраста»,открыть в них смыслы, адресованные совсем иным поколениям.
Сценический ход к перевертышу изящен и по-детски наивен: юная Алиса (по жизни Маша) с нежным овалом лица и лучистыми глазами предлагает занять ее место (натуральное — не то доска меж деревьями, не то нары) столь же хрупкому на вид человеку с печальной седой челкой и в странном одеянии — то ли вывернутый наизнанку костюм, то ли нашитая поверх костюма пижама. Белый клоун соглашается, после чего Алиса № 1 покидаетподмостки, чтобы появиться лишь к концу представления в праздничном сиянии елочной гирлянды. А вокруг Алисы № 2 — чуткого и трогательного Алексея Левинского — начинается круговерть приготовлений к тому самому концерту, о котором ее/его постоянно спрашивают чуть не после каждой сцены. И каждый раз следует грустный, но упрямый ответ: «Я еще не получил приглашения, но мне очень бы хотелось».
И все знакомые до слез, но, казалось бы, навсегда заключенные в воспоминаниясобственных незрелых лет персонажи и ситуации — от Чеширского Кота,который взамен одной миражной улыбки получил три вполне солидных тела,до судебного заседания по делу о съеденных булочках — обретаютнежданные, но безусловные, сквозь улыбку и смех узнаваемые черты.Взамен милых чудаков в уютном зальчике предстают вполне достоверныеличности.
Обитающий в гордом уединении Шалтай-Болтай, при наглядной шаткости своего положения безгранично уверенный в собственном будущем, — еще бы, Король самолично обещал призвать ему на помощь всесвои вооруженные силы.
Валет, что напрасно пытается вырватьсяиз рук улыбчивых стражниц: суд над ним не сулит ни праведности, ни дажесоблюдения элементарных правил.
Чужак Алиса оказывается своим/ейсреди прочих, поскольку они и сами чужие, каждый сам по себе.Их объединения вынужденны, так стали звезды или выпали карты:жизнерадостная и капризная Королева сбрасывает с плеча руку супругас такой силой, что ткань расползается до подкладки. А общительныйБолванщик, которому суждено коротать (убивать) время в компаниис безответным Мартовским Зайцем, в лучших традициях фарса раз и другой приложит кремовый торт к его физиономии.
Три элегантные дамы —Белуга, Треска и кто-то еще — выйдут на подиум (штабель досок), чтобыисполнить манкий стриптиз, но ограничатся единственным хлопкомпо бедрам: остальное, мол, и так всем понятно.
Введенный театроммужской квартет воплощает уже чисто российскую многонациональнуюспецифику, перед нами персонажи «скифских» мотивов (пик фантазиихудожника по костюмам и сценографа Надежды Бахаловой), но и ониисполняют свое дело с тщательностью и без всяких эмоций. Так выпаласудьба, так написано на роду. При четком соблюдении иерархии — когда,преисполненная/ый воодушевления, Алиса начнет дирижировать певцами,недоуменно-строгий их взгляд немедленно призовет ее к порядку.Установленному раз и навечно.
И все же главное в «Концерте» —невозможность различить в виртуозном сплаве, где фонтанирующаяизобретательность режиссера и художника, а где умная и точная актерскаяирония, которая доставляет удовольствие не только публике, но и самомуисполнителю.
Год с лишним назад, после великолепного « Где тут провоскресение Лазаря?», уже доводилось говорить об уникальности командыПогребничко, собранной — опять-таки вопреки распространенному, в канонвозводимому стандарту — не по жалкому принципу сомнительной звездности:последняя сегодня скорее производная от частого мелькания, нежелиот творческой состоятельности. В «ОКОЛО» воплощена мечта о неотделимости артиста от своих современников, которой век с лишнимназад грезил патриарх отечественной сцены (недаром его имя непрямымуказанием значится в полном названии театра — ОКОЛО дома Станиславского). Неотъемлемость, восходящая, если угодно, к пушкинскому«как вы да я, как целый свет».
На «Алисе» можно констатироватьи изощренную воспитанность труппы. Не в смысле этикета, но чем когда-то покоряла Таганка, а теперь чаруют «фоменки» — элегантности взаимного существования, понимания друг друга с полуслова, с полувзгляда, чтоволшебным образом (сказка!) связано с грациозностью самого театрального языка. И - очевидное развитие, новый трамплин на избранном труппойкурсе: небывалая до сих пор открытость залу, незащищенность — тожене от детской ли доверчивости?
И снова вспоминаетсяавтор-сказочник, который, помимо кафедры в университете, выступали с другой — проповедника. Когда в ответ на все насмешливые утвержденияобитателей Предзеркалья, их привычно идиотические поступки звучит,рождая мгновенный отклик зала, тихое, но решительное слово (персонажа?актера? театра?): «Мне это не нравится».

Геннадий Демин, 24.04.2003

Культура

Театр Около дома Станиславского - ближайшие представления:


Магадан /КАБАРЕ/ 17.09.2019
Старый, забытый… 18.09.2019
Вишневый сад 19.09.2019
РУССКАЯ ТОСКА 20.09.2019
Русская тоска (Ностальгическое кабаре) 20.09.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100