Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Черно-белое

Черно-белое 

"Царство отца и сына" Алексея Толстого на сцене Театра имени Моссовета

Трилогия Алексея Толстого хоть и числится в театральных реестрах по разряду пьес исторических, как правило, повод для высказываний политических, морально-этических. Даром, что ли, цензура ее марала, а "Царя Федора Иоанновича" и вовсе 30 лет на сцену не выпускала. Сам автор на сей счет придерживался такого мнения: "Поэт... имеет только одну обязанность - быть верным самому себе и создавать характеры так, чтобы они сами себе не противоречили; человеческая правда - вот его закон, исторической правдой он не связан". Вот эта самая "человеческая правда" относится не только и не столько к характерам действующих лиц. Яростная полемика, развернувшаяся сегодня вокруг фигуры Ивана Грозного (читай, и Иосифа Сталина), вокруг православия - самодержавия на Руси лишь свидетельствует, что в поисках той самой правды стороны с веками не примирились. Характерно, что и полюса столетиями не меняются. Алексей Толстой полемизировал когда-то с популярнейшей пьесой Кукольника "Рука всевышнего отечество спасла". Прямые наследники драматурга-охранителя печатают нынче статьи под названием "Кто говорит ложь - не спасется", предавая анафеме фильм Павла Лунгина "Царь".

Спектакль Юрия Еремина в Театре имени Моссовета, безусловно, реплика в этой дискуссии. Внятная и весьма определенная. Зарифмовав в двух действиях "Смерть Иоанна Грозного" и "Царя Федора Иоанновича", режиссер обозначил для себя конфликт с той же лапидарностью, с какой он же, сценограф, решил цветовую палитру постановки. Она черно-белая. В прямом и переносном смысле. Без тяжеловесных нафталинных боярских прикидов (стильные костюмы Виктории Севрюковой). Без пафосных нравоучительных длиннот. И артисты играют в одну краску. Александр Яцко - царя Ирода, Виктор Сухоруков - праведника. Вовсе не плоско, потому что именно у этих двух цветов множество глубинных оттенков. У героя Яцко богатейшая гамма параноидального лицедейства. У Сухорукова - вариации на тему мужчины-ребенка, неожиданно по-взрослому любящего жену Ирину (Екатерина Гусева).

Однако самый любопытный участник этого действа - публика. Ее реакция в театральном зале в каком-то смысле заменяет социологический опрос. Давно не видела такого живого неподдельного интереса (о чем, кстати, и блоги свидетельствуют). Пытаясь почувствовать за и против в зрительской оценке главных действующих лиц, провожаемых громом аплодисментов, я вдруг вспомнила, как однажды смотрела телевизор вместе с одним пожилым человеком. Шли новости. Диктор сообщил, что на улице в перестрелке убили случайного прохожего. "Н-е-ет, - вздохнул мой визави, - при Сталине такого быть не могло". И он щелкнул пультом, переключившись на другой канал. Там шел документальный фильм о Соловецких лагерях. Через несколько минут я снова услышала глубокий вздох: "Господи, в какое же страшное время мы жили..." Не зря же наш орел о двух головах. Пожалуй, те, кто хочет отменить просветительскую роль искусства, спешат. Ее еще не на один век хватит.


Мария Седых 25 .01 2010


Театр им. Моссовета - ближайшие представления:


ВИШНЕВЫЙ САД 16.12.2019 16.01.2020
Не все коту масленица 18.12.2019 28.12.2019
Опасные связи 18.12.2019 02.01.2020
Р. Р. Р. 19.12.2019 12.01.2020
Римская комедия 20.12.2019 04.01.2020
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100