Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Музыка обратной дороги

Культура, 18 декабря 2008 года


Ирина Алпатова


Честно говоря, казалось, мало сегодня найдется желающих продираться сквозь дебри психологических и физиологических страстей, насаженных автором "Крейцеровой сонаты", великим нашим Львом Николаевичем Толстым. Ан нет, сразу два столичных театра пустились в это рискованное путешествие. Помимо МХТ, в январе "Крейцерова соната" ожидается в Театре имени Пушкина в постановке Александра Назарова. Если писатель Толстой - однозначно признанный гений и классик, то Лев Николаевич - философ и психолог весьма спорен. Его откровения, замешанные на непростом лично-семейном опыте, подчас излишне дидактичны и претендуют на некую обобщенность выводов. Да и выводы, воплощенные в действиях персонажей, бывают весьма радикальны. Хоть в той же "Крейцеровой сонате" с ее кровавой развязкой. За всем этим, естественно, следуют муки совести и раскаяние, но сделанного, как известно, не воротишь. Впрочем, во многих виденных ранее спектаклях по другим произведениям Толстого вся эта философия-психология частенько выносилась за рамки действия. В рамках же оставалась просто человеческая история, представленная как частный случай.

Вот этого разделения на голый сюжет и его мыслительную огранку в спектакле Художественного театра, поставленном Антоном Яковлевым, к счастью, не случилось. Здесь мысль и действие идут в одной упряжке, причем вперед вырывается периодически то одно, то другое. То какая-либо жизненная сценка сопровождается потом нервным "анализом" из уст главного героя, то, наоборот, раздумчивый пассаж сменяется действенным результатом. Этот спектакль Яковлева вообще получился на удивление гармоничным, эмоциональным и одновременно грамотно продуманным. А такой синтез случается не всегда, даже в МХТ. Хотя, если совсем уж честно, в "Крейцеровой сонате" видна некоторая режиссерская избыточность. По крайней мере, она ощущается в прологе и эпилоге спектакля, слегка затянутых и плавно сводящих актерско-зрительские эмоции на нет.

Режиссер вместе с художником Николаем Слободяником, сочиняя визуально-атмосферный ряд спектакля, весьма удачно разминулись с "бытом". Приподнятый помост одновременно напоминает крышку рояля и корабельную палубу, ступени сделаны то ли из чемоданов, то ли из футляров для музыкальных инструментов. За полупрозрачным задником тенями мелькают фигуры, играет маленький живой оркестрик. Музыка и дорога - вот, пожалуй, два главных лейтмотива оформления. Причем "дорога" здесь - понятие сложное. Не только история Позднышева, рассказанная в железнодорожном вагоне случайным попутчикам, но весь этот его путь от себя к себе тоже многое значит.

Что же касается самого главного героя - Позднышева, то кажется, назначение на эту роль Михаила Пореченкова во многом обусловило и "человеческую" идею спектакля. Будь на этом месте очередной герой-неврастеник, изломанный и рефлексирующий, все было бы предсказуемо и обычно. Пореченков же и актерски, и жизненно, кажется, вполне соответствует поговорке: "В здоровом теле - здоровый дух". Он бодр, силен физически и оптимистично настроен. В общем, вполне нормален. Категория для нынешнего искусства - редка. И коль уж такой человек попал в столь страшный психологически-физиологический переплет, то и сама история становится ближе и доступнее, потому что понимаешь: с каждым может случиться, а значит, и с тобой тоже.

Михаил Пореченков играет все эти переходы и перепады очень достойно. Пороки молодости и никуда не исчезающее желание чистоты и покоя, пресыщение этим обыденным покоем, ревность, страсть, ненависть, попытка раскаяния. Он может быть весьма ироничным и абсолютно искренним, может жить страстями своего героя и анализировать их, оценивать как бы со стороны. Ему удается обыграть эту двойственность сценического существования: рассказ о том, что было когда-то, и сиюминутное пребывание в непростых жизненных обстоятельствах.

Впрочем, никак нельзя сказать, что это сольное выступление Пореченкова, которому лишь аккомпанируют прочие персонажи. Нет, здесь разыграна действительно семейная драма, где каждому члену семьи есть что сказать и что пережить. Лиза (Наташа Швец) столь же уверенно преодолевает все актерско-жизненные подъемы и спуски этой истории. Впрочем, и ей, и почти всем остальным в этом спектакле доверено воплощаться в разных персонажей. Участники семейной драмы в начале и в конце становятся пассажирами неведомого нам поезда, где и звучит эта история. И вслед за этим - обратный переход. Эмансипированная Дама (Ксения Лаврова-Глинка) примерит ситуацию бездетной сестры Лизы Полины. Незаметный Приказчик (Сергей Шнырев) станет невольным провокатором драмы, музыкантом Трухачевским. А сама Лиза - не вполне адекватной Девочкой, тоненьким голоском монотонно напевающей наивную библейскую песенку.

"Крейцерова соната" в постановке Антона Яковлева стала, кажется, совсем нелишней в разнообразном репертуаре МХТ. Внесла свою ноту, свои краски, замешанные на умных режиссерских построениях, интересной сценографии и актерском мастерстве, не боящемся смены амплуа. А этого совсем даже немало для любого театра. Художественный - не исключение.

МХТ им. А.П. Чехова - ближайшие представления:


Механика любви 27.06.2019
Северный ветер 27.06.2019
Мефисто 27.06.2019
Шинель 28.06.2019
Спящий принц 28.06.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100