Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Заповедник благодати

19 сентября 2006 года
Ольга Фукс


Заповедник благодати
Татьяна Доронина начала сезон "Женитьбой Белугина"
На программке гордо красуются ордена Ленина, Октябрьской революции и, кажется, Трудового Красного Знамени. Переступив порог МХАТа (можно уже и не уточнять, чье имя он носит, - МХАТ у нас снова один), вы попадаете в заповедник. Интонаций, жестов, речи, благостной ясности относительно того, кто белый, а кто черный, что истинно, а что ложно.

Создатели подобных спектаклей почему-то уверены, что именно это и есть "классическое прочтение" классики, а также столбовая и единственно верная дорога русского репертуарного театра, с которой сбилось так много неразумных и заблудших душ. Судя по забитому до отказа залу и морю цветов, в этот заповедник тянет сегодня очень многих.

К Островскому последнее время театры потянулись с утроенной силой. И не только потому, что экономический background современности точно срисован с его пьес. Но еще из-за роскошно выписанных характеров. Человек у Островского и слаб, и сложен, и противоречив, чем всегда и интересен.

В доронинской "Женитьбе Белугина" роскошью быть сложным или хотя бы неоднозначным не обладает ни один персонаж. Этот - честный малый, а тот - трусливый прощелыга. Эта - добрая душа, а та - вертихвостка. Вот сердобольная матушка с осерчавшим отцом, а здесь экзальтированная маман, не лишенная здравого смысла.

Все это прорисовано с четкостью масок и неизменностью ритуала. Но, разумеется, ни завораживающей магии ритуала, ни искрометной импровизации, которой славились актеры комедии дель арте или которой нет-нет да и побалуют актеры Малого, здесь и не пахнет.

Спектакль сшит как по лекалу образца бог весть какого лохматого года, по которому можно скроить еще не один спектакль по Островскому - и не только по нему. Здесь обязательно отставляется назад ножка, здесь заламывается ручка. Где надо подать реплику "с чувством" - фраза произносится со знакомым на всю страну придыханием. А где необходимо изобразить фальшь, раздается режущий слух экзальтированный хохот.

Что самое обидное, актеров Татьяна Васильевна подбирает статных, крепких, фактурных, предпочитая языковую выучку Щепкинского училища (в родную Школу-студию МХТ, говорят, почти и не заглядывает). Андрей Белугин и Елена Кармина (А. Чубченко и Е. Катышева) украсили бы (именно украсили, а не усилили) любую труппу. Но красота в данном случае - совсем не страшная сила.

И уж совсем, кажется, не ценит ее заслуженный художник России и Таджикистана В. Серебровский, обрамивший сцену изумрудной рамочкой с розовыми цветочками, а в центре поместивший терракотовые купеческие интерьеры (тоже все в цветочек или полосочку). Как говорила Ольга из "Трех сестер" по поводу зеленого пояса Наташи, "это нехорошо... не идет. И как-то странно".

Естественно, много внимания уделяется духовности - как без нее? Степень духовности выражается в количестве икон и крестных знамений, которыми осеняют (либо пренебрегают этим) люди. Так, войдя впервые в комнату "просвещенно-развращенных" Карминых, добропорядочный русский купец Белугин (Г. Кочкожаров) ищет взглядом иконостас - и, не найдя, плюнув в сердцах, крестится на зал. В котором ваша корреспондентка чувствует себя каким-то инопланетянином.

Назад, назад! К Островскому!

МХАТ им. М. Горького - ближайшие представления:


КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ 01.05.2019
Таня 02.05.2019
Отцы и дети 04.05.2019 27.04.2019
Домик на окраине 06.05.2019
Мой бедный Марат 07.05.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100