Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Одиночества на стремянках

26 февраля 2002 года
Алексей Филиппов


Одиночества на стремянках
Первый прогон пьесы Евгения Гришковца
Современных пьес мало, а Евгений Гришковец сочиняет очень хорошие тексты. Театр ужасно традиционен - а Гришковец создает новое (и очень привлекательное) искусство. Режиссерам хочется выяснить, действительно ли гришковцовское слово играет только на языке автора: они хотят его ставить, и из этого по большей части ничего хорошего не получается.

В "Табакерке" пьесу "Город" поставили традиционно. Сцена, выгородка, актеры - они произносят текст, пытаясь создать характеры, и текст Гришковца оказывается встроен в классическую постановочную схему. Артисты пытаются обжить, объяснить текст: режиссер придумал предысторию и биографии героев, а исполнители наполняют их изнутри. В худшие моменты спектакль скучен, в лучшие становится обычной комедией - а Гришковец интересен не этим.

Его пьесы открывают значимость простейших человеческих эмоций, ощущений, детских воспоминаний. Гришковец напоминает зрителю о том, что человек - целый мир, уникальный, сложный, захватывающе интересный. Когда главную (и единственную) роль исполняет косноязычный, заикающийся, неуклюжий автор, эта мысль поражает новизной, но традиционный спектакль моментально обрывает ей крылышки. "Город" из "Табакерки" доказал это пару месяцев назад, и все же главный режиссер театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз имел свои основания взяться за текст Гришковца.

Приезжая в Москву, Гришковец играет здесь. Здесь же идут его "Записки русского путешественника" - эту пьесу Гришковца Иосиф Райхельгауз поставил удачно. На этот раз местом действия стало примыкающее к помещению "Школы современной пьесы" полуразрушенное здание (доносящиеся с Трубной площади шумы транслируются сюда специально), а исполнители устроились на здоровенных стремянках, возвышающихся прямо среди зрительских креслиц. Человек хочет уехать - не куда-то, а в никуда; он всех любит, но больше не может здесь жить, ему надо выскочить из самого себя и своего привычного существования. Он уезжает, а театр пытается в него всмотреться - и эта попытка серьезна.

Режиссер понимает, что тексту Гришковца должен соответствовать другой, новый театральный язык. Ободранными стенами, уличными шумами и стремянками (это метафора - каждый человек существует на своем шестке, и другой на него не влезет) дело не ограничивается. Артисты пытаются играть, существуя в собственной истории, не превращая "Город" в традиционный спектакль, строящийся на сценическом партнерстве, оценках и реакциях, - проблема в том, что у всех это получается по-разному. В меньшей степени - у играющего главную роль Саида Багова (он пытается разговаривать не с партнером, а с собой, произносить текст, сосредоточившись на собственном внутреннем мире, но ему не хватает дыхания, и к концу спектакля артист сникает). В большей - у Виктора Шамирова (Друг): он точно и остро воспроизводит манеру самого Гришковца. Юлия Меньшова (Жена) - в прошлом профессиональная актриса: она органична, естественна и играет так, как ее учили в театральном институте, а здесь требуется нечто иное. Альберт Филозов (Отец) как всегда очарователен, сам Райхельгауз очень хорош в роли отчаянно торгующегося из-за двадцати рублей таксиста. Попытка серьезная - что и говорить. Но спектакль тем не менее скучен.

Возможно, все дело в самом тексте. Гришковец пишет свои пьесы на самого себя, максимум - на двух актеров, а в "Городе" четыре роли. Значит, здесь должен быть не только монолог, но и характеры с сюжетом - не могут же четыре "вещи в себе" полтора часа исповедоваться зрителю со сцены? Театр выстраивает их - и разрушает природу Гришковца. Когда он пытается без этого обойтись, получается то, что вышло у Райхельгауза.

Театр Школа современной пьесы - ближайшие представления:


Дурочка и зэк 13.02.2019 19.01.2019
Подслушанное, подсмотренное, незаписанное 14.02.2019 01.02.2019
Умер-шмумер, лишь бы был здоров 15.02.2019 02.02.2019
Мышонок-суперсыщик 16.02.2019 20.01.2019
Русское горе... от ума 17.02.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100