Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Легкость в мыслях обыкновенная

30 октября 2006 года
Марина Давыдова


Легкость в мыслях обыкновенная


В Малом театре силами его художественного руководителя Юрия Соломина и значительной части труппы выпустили постановку бессмертной комедии Гоголя "Ревизор". Спектакль предназначен подросткам 13-14 лет с сопровождающими их родителями.
Критик - это такое вредоносное создание. Ты ему хоть кол на голове теши, он с поразительным упорством продолжает искать в любой постановке классического произведения некое приращение смысла. Спектакль Соломина, который собирались выпустить аккурат к юбилею старейшего театра России (но по российскому же обыкновению несколько подзадержались), действует на критика обезоруживающе. Отсутствие неординарных поворотов сценической мысли, смелой сценографии и — страшно вымолвить — концепции выставлено здесь напоказ с таким простодушием, что даже неловко все это театру инкриминировать. Не будем же мы упрекать танцовщиц ансамбля "Березка", что кокошники давно уже вышли из моды даже в отдаленных деревнях бывших северных губерний. И так же как наряд танцовщицы из "Березки" является в сознании граждан (а в еще большей степени — неграждан) нашей страны классическим воплощением буколической русскости, "Ревизор" Малого театра может претендовать на звание "классической постановки" в ее российском изводе. Попытаемся понять, однако, что это значит — "классическая постановка".

Есть такая телеигра "Сто к одному". Двум командам задается какой-нибудь нехитрый вопрос. Например: "Что мужчина больше всего ценит в женщине?" Или: "Самый обаятельный персонаж из произведений Льва Толстого?" Побеждает та команда, чей ответ на этот вопрос совпадет с ответом, полученным при опросе ста случайно выбранных людей (опрос производится заранее). Проще говоря, для того чтобы победить в телеигре, надо не оригинальничать, не выпендриваться, не делать вид, что ты умнее других, — иначе точно проиграешь. Надо по мере сил перевоплотиться в человека толпы, проникнуться его образом мыслей и чувств, его — не побоимся этих слов — коллективным сознательным. Тогда есть шанс угадать.

"Классическая постановка" комедии "Ревизор" изготовлена по тем же рецептам. Как должен выглядеть Городничий, спрашивает себя постановщик. Как, как? Вальяжный человек с небольшим брюшком и лукавым русским прищуром. Дома ходит в мундире и тапочках. Для посещения присутственных мест меняет тапочки на сапоги.

А Хлестаков? Одетое по моде николаевского времени невысокое, субтильное, вертлявое создание. Взбитый хохолок прилагается.

А его слуга Осип? Почесывающийся в разных местах широкоплечий человек в цветистой рубахе. Открытое русское лицо — налицо.

Как выглядит Анна Андреевна? Как "баба на чайник"!

А Марья Антоновна? Как "баба на чайник" несколько меньших размеров. Слуги и дворовые девки под стать своим хозяевам не выбиваются из ласкающего глаз среднестатистического зрителя среднестатистического визуального ряда.

С такой же степенью предсказуемости изготовлены массивные декорации спектакля, установленные на поворотном круге и обрамленные любовно выписанной панорамой уездного русского городка с холмами, да церквами, да заборами. Тут пред крыльцом дома Городничего для вящей убедительности даже обозначена огромадная лужа, через которую переброшены хилые мостки. Кто возражает против лужи? Все — за! Принято единогласно!

Правильный ответ на сложный вопрос не всегда должен быть оригинальным, но правильный отличается от банального тем, что банальный ответ — всегда заимствованный. Для правильного ответа потребна работа собственного мозга и собственной души. Иначе придется признать, что верность традициям и верность вкусам безликого человека толпы — это, в сущности, одно и то же. В лучших спектаклях Малого работа мысли и души всегда чувствуется. В "Ревизоре" чувствуется ее отсутствие. Тут возобладало коллективное сознательное. Тут буквально все — даже такие талантливые и любимые мною артисты, как Александр Потапов (Городничий), Эдуард Марцевич (Хлопов), Людмила Полякова (Анна Андреевна), — сыграли в игру "Сто к одному". И, как назло, победили. Будем надеяться, они сами понимают, что это пиррова победа. Пылесос и холодильник — в студию!

Малый театр России - ближайшие представления:


КОРОЛЬ ЛИР 20.09.2019 06.10.2019
ДАЛЬШЕ - ТИШИНА 20.09.2019 12.10.2019
Горе от ума 21.09.2019 26.10.2019
ВИШНЕВЫЙ САД 21.09.2019 02.10.2019
Золушка 21.09.2019 06.10.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100