Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Все до лампочки

Все до лампочки


"Волшебная флейта" Моцарта в Большом театре


Екатерина Бирюкова
На новой сцене Большого театра прошла первая премьера сезона. "Волшебную флейту" Моцарта поставили англичане: режиссер Грэм Вик, художник Пол Браун и дирижер Стюарт Бэдфорд. Эта опера в Большом не ставилась ровно сто лет, а такого смешного спектакля в нем, похоже, вообще никогда не было.

Грэм Вик - серьезный, уважаемый режиссер, именем которого Большой театр заботливо пополнил свою копилку со знаменитыми постановщиками. Такому режиссеру никак нельзя выходить на сцену без концепции. И ее, в принципе, можно в его спектакле разыскать. Спектакль начинается с того, что юный принц Тамино в одном нижнем белье и с комсомольским пламенем в глазах (по всем параметрам на эту ответственную роль прекрасно подошел Марат Галиахметов) проламывает стену и идет на подвиги. А заканчивается тем, что, уладив дела с подвигами, приодевшись и получив все что хотел - куколку Памину (кукольная Ольга Ионова) и царство в придачу, - он сыто наблюдает за возведением новой стены.

Понятно, что из двух полярных властных сил, действующих в опере, - депрессивно-стервозной Царицы Ночи (эффектная внешне, но категорически не справляющаяся со сложной вокальной партией Карина Сербина) и Зарастро, истерично сеющего разумное, доброе, вечное (Валерий Гильманов с отличным немецким произношением и расплывчатой вокальной интонацией), - для Вика, что называется, обе хуже. Одна - в белых мехах, другой - во фраке, при каждом - черные начальственные машины. На то Вик и правильный западный художник, чтобы обличать в своем творчестве буржуазные ценности и диктатуры всех мастей.

Понятно также, что главным героем спектакля становится лишенный всяких политических амбиций Папагено в красных трениках. На эту партию, требующую раскованности, комического обаяния и ненатянутых отношений с языком (все-таки кроме пения в зингшпиле Моцарта много говорильни, и все это идет, как сейчас принято, на языке оригинала), совершенно справедливо выписали единственного импортного исполнителя - австрийского баритона Флориана Беша, сполна обладающего всеми вышеозначенными качествами. Трудно представить, что будет со спектаклем, если Беш, ставший безоговорочным любимцем публики, когда-нибудь уедет домой.

Его Папагено совершенно не рвется к светлому будущему, в царство Мудрости, Природы и Разума, врата которого предстают в спектакле в виде огромной коробки из-под электрической лампочки на 75 Вт, а само царство - в виде солярия, где полуголые юноши томятся в очереди, ожидая своей порции искусственного солнца. Его туда не зовут, но ему туда и не надо. Все это ему до лампочки. Зато благодаря своему пристрастию к травке и женскому полу (его подружку Папагену, также одетую в красные треники, очаровательно поет Анна Аглатова) он оказывается единственной оппозицией тем, кто дурит себе головы всякой идеологической ахинеей. В продолжение темы про ахинею можно обращаться к буклету, где в качестве автора центрального текста про Моцарта, масонов и опопсение религиозного чувства в современном обществе выступил популярный телеведущий Дмитрий Быков.

Но, впрочем, можно и не обращаться и вообще ни на чем таком не концентрироваться. Поскольку три часа уморительных гэгов, решенных художником Полом Брауном в аляповатой эстетике поп-арта и дополненных действенной работой дирижера Стюарта Бэдфорда, вплотную приблизившего оркестр и большую часть солистов к еще недавно такому далекому моцартовскому изяществу, вообще не способствуют тягостным раздумьям о судьбах человечества. Главное и очень симпатичное качество спектакля, которым Большой театр салютовал навстречу 250-летнему моцартовскому юбилею, - это юмор: легкий, ненатужный и каким-то чудом даже в самые рискованные моменты не выходящий за пределы хорошего вкуса. А финальное строительство стены, на котором кого только не встретишь - и трансвестита, и православного батюшку, и даже Юлию Тимошенко с косой а-ля Леся Украинка, - можно просто принять за вполне позитивный совместный труд.

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Укрощение строптивой 22.01.2019 23.01.2019
Нос 23.01.2019
Дон Карлос 23.01.2019 24.01.2019
Волшебная флейта. Постановка Б. Покровского 26.01.2019 25.01.2019
Этюды, Кармен-сюита, Клетка 26.01.2019 27.01.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100