Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Проба пера

Итоги, 23 июня 2003 года

Марина Зайонц

 

В "Мастерской Петра Фоменко" режиссер Николай Дручек поставил "Белые ночи"

Нынче молодые режиссеры дебютируют в московских театрах эффектно, уверенно и шумно, демонстрируя себя во всей красе. Теперь это не просто приветствуется, молодежь, как говорится, идет нарасхват, успевай поворачиваться. Однако Николай Дручек, выпускник последнего фоменковского курса, модой не соблазнился и особого рвения к самостоятельности не выказал. Можно осуждающе сказать - профессиональная робость, а можно поощрить - осмотрительное ученичество. В конце концов театр для того и был назван "Мастерской", чтобы таланты выращивать. Не сразу огорошивать ими публику, а именно растить, поддерживая и обучая. Поклонники "Мастерской", может, и видели студенческий спектакль Дручека по четвертому акту "Мещан", но большинству его имя до сих пор не было известно.

Для дебюта Дручек выбрал "Белые ночи" - раннюю, полную сентиментальной прелести повесть Достоевского о бедном Мечтателе (Томас Моцкус) и его выдуманной, из ночных туманов сотканной любви. И представил классическую прозу XIX века в точности так, как это делал всегда его учитель, - почерк Фоменко, что называется, виден тут невооруженным глазом. Легкий, в одно касание пробег по главам, прелестная старомодность, нежная ирония театральной игры, и дальше в том же духе. Аквариумы с мутной зеленоватой водой, разбросанные в пространстве, узкие балки, подвешенные на цепях, - вздыбленные, они напоминают о разведенных мостах, гипсовые львиные головы на блеклых стенах - и Петербург готов (сценография Марии Митрофановой). Все так призрачно, шатко, ненадежно - и прошлая жизнь, и встреча с Настенькой, и любовь, возникшая в дурмане белых ночей.

Весьма живо и остроумно рассказана история Настеньки: на два высоченных стула забираются тиранка-бабушка (Ирина Пегова) и внучка (Полина Агуреева), окутываются юбками до самого пола, большая булавка пришпиливает тряпки друг к другу - вот вам картинка девичьего угнетения. Но в "Мастерской" нет привычки читать литературу столь буквально, так и тут - бабушка и сама оказывается егозой хоть куда, а уж когда жилец приглашает Настеньку в оперу, то Россини принимаются рызыгрывать все персонажи.

Молодой актер Томас Моцкус впервые играет главную роль и еще не вполне умеет держать внимание зала. Он явно тушуется, робеет, и первая часть спектакля, которую именно он должен держать на своих плечах, как Атлант, явно проигрывает. А потом Полина Агуреева, как всегда очаровательно и трогательно, но при этом вполне уверенно, берет все в свои руки, и спектакль выравнивается и благополучно движется к ожидаемому, слегка печальному финалу. Эту неуловимую, лукавую прелесть юности сегодня, пожалуй, никто не сыграет так точно и так искренно, как Агуреева, тут она мастер. Другое дело, что в "Белых ночах" нет ничего для нее нового, неожиданного, данного на вырост. Да и сам спектакль, конечно же, никакое не событие. Просто эскиз, начало судьбы режиссера, который пока не торопится обнаружить свой собственный, авторский голос. Будущее проступает неопределенно и призрачно, как и положено в белые ночи.

Театр Мастерская П. Фоменко - ближайшие представления:


Одна абсолютно счастливая деревня 20.09.2019 25.09.2019
Руслан и Людмила 21.09.2019 27.10.2019
В гостях у барона Мюнхгаузена 21.09.2019 22.09.2019
Дом, где разбиваются сердца 21.09.2019 27.10.2019
Чайка 22.09.2019 23.09.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100