Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Сон в белую ночь

Русский курьер, 20 июня 2003 года

Елена Ямпольская

 

"Фоменки" сыграли Достоевского

"Белые ночи", выпущенные учеником Петра Фоменко, режиссером Николаем Дручеком в зените июня, прозвучали легко и нежно. Такой в сущности пустячок, такая смешная история: один человек встретил другого и на секунду поверил, что счастье возможно. А оно, счастье, перевело дух, как бабочка на плече, и улетело.

"Белые ночи" не переименованы, хотя теперь это модно, и более того – инсценированы крайне близко к оригиналу. Другое дело, что главный герой, то есть тот самый петербургский Мечтатель, всегда казался мне несколько старше, нежели в исполнении Томаса Моцкуса. Оно и понятно: двадцать шесть лет во времена Достоевского и в нашу инфантильную эпоху – возраст совершенно разный. Тот, наверное, уже седеть начал. Этот – просто обаятельный мальчишка. Ну а несбывшаяся его мечта семнадцати годков от роду – вообще ребенок. "Айвенго" читает ("Ивангое" у Достоевского).

Нет сейчас в Москве актрисы, которая сыграла бы Настеньку лучше, чем Полина Агуреева с ее круглоглазым распахнутым личиком. Получилась прелестная пискля, до смешного серьезная, лукавая и доверчивая одновременно. Двое детей, как опытные заговорщики, составляют под сумрачно-светлыми небесами Тайное общество любви и, конечно, запутываются. У Мечтателя, между прочим, даже цилиндр с дурацким розаном на тулье больше всего напоминает детское ведерко...

Белые ночи (без кавычек) – на самом деле штука малоприятная. И чем белей, тем хуже. Уснуть трудно, голова в бреду, время тянется с томительной монотонностью. Отголоски этой монотонности присутствуют в спектакле "фоменок". Он короткий, но оставляет впечатление длинного, и всего здесь чуть-чуть больше, чем требуется: и лирики, и гротеска, когда Настеньку к бабушкиной юбке пришпиливают, и в дупель пьяной Матрены, и доморощенных оперных экзерсисов. Помимо "Белых ночей" на сцене успевают дать в общих чертах "Севильского цирюльника". Настеньке, естественно, уготована ария Розины (музыка народная): "Сто разных хи-и-итростей и неприме-е-етностей, и будет так, как я хочу...". Все действительно вышло, как она, Настенька, хотела. Хотения же Мечтателя в расчет принимать не следует, – он, если вдуматься, немного и потерял. Вряд ли бы ему удалось совладать с реальной жизнью и реальной женщиной. Судьба распорядилась умнее.

"Белые ночи", как ни странно, довольно-таки темный спектакль. Игры со светом здесь явно не хватает. Сценография Марии Митрофановой – гипсовые львиные морды, библиотечные стремянки, пересохшие аквариумы, от которых будто бы пахнет тиной, и то ли шлагбаумы, то ли разводные мосты, разлучающие Мечтателя с Настенькой, – все это изобретательно и остроумно, но создает, на мой вкус, ощущение тесноты. Что для Питера, тем более для ночного Питера не очень характерно.

Тем не менее, история получилась трогательная. Достоевскому вообще в последнее время везет с экранизациями и постановками. Правда, воспроизводят его без лихорадки, при температуре 36 и 6, и становится он уютным, аппетитным, умиротворенным, то есть не совсем Достоевским. Смотреть однако очень приятно.

Театр Мастерская П. Фоменко - ближайшие представления:


Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных 17.09.2019 18.09.2019
Самое важное 17.09.2019 24.09.2019
Одна абсолютно счастливая деревня 18.09.2019 20.09.2019
Король Лир 19.09.2019 26.09.2019
Заходите-Заходите 19.09.2019 27.09.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100