Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

На зависть постмодернистам

11 мая 2001 года
Роман Должанский


На зависть постмодернистам


поставил спектакль Станислав Говорухин
МХАТ имени Горького под руководством Татьяны Дорониной предоставил свою сцену Станиславу Говорухину. Режиссер и депутат поставил написанную им в соавторстве с писателем Юрием Поляковым пьесу "Контрольный выстрел".
Достаточно взглянуть на расклеенные по городу афиши нового спектакля, чтобы заподозрить неладное. Сам список действующих лиц напоминает о славном сталинском периоде советской драматургии. Типичная схема: первым идет какой-нибудь старый академик, человек из бывших, но носитель высшей классовой мудрости, потом - его многочисленные чада и домочадцы, обязательно с именами-отчествами и указанием профессий. Среди них непременно присутствуют как нашедшие свой путь в жизни, так и временно потерявшие ориентиры. Далее идут эпизодические персонажи для оживления атмосферы (соседи, сослуживцы) и пришлые люди, ответственные за созидание конфликта. В зависимости от времени написания пьес среди них могли оказаться как просто мелкие приспособленцы, так и опасные шпионы. На афише "Контрольного выстрела" кандидатами в супостаты выглядят двое - Владимир Ильич Корзуб, потому что социальный статус его обозначен как "олигарх", и издатель Марк Львович, потому что имя-отчество подозрительное.

Издатель, впрочем, оказывается безобидным весельчаком. Он публикует книги жены академика, специалистки по жаргону, энергичной старушки, которая к удовольствию зрителей ботает по фене с детьми и гостями. А вот олигарх действительно делает свое черное дело. Нефтяной магнат влюбляется во внучку академика и предлагает ей руку и сердце. Кульминационная сцена пьесы - приход сопровождаемого охранниками миллионера на смотрины в квартиру обедневшего ученого, ностальгирующего по советским временам (припев роли - "Не дай вам бог коротать жизнь на обломках отечества!"). Потом, в день свадьбы, приедет лейтенант-подводник, и его истинное чувство к внучке едва не победит расчет, но в конце концов девушка все-таки сядет в машину к олигарху, чтобы ехать в ЗАГС. Это-то и покажется семье контрольным выстрелом в духовность.

Печальная история развернута в картину современных нравов: сын академика живет в Америке, полковник-зять спивается из-за развала армии; соседка, кандидат наук, вынуждена подметать двор, а ее дочка ездит в сауну развлекать состоятельных господ; туповатого узбека-участкового быстро обламывают охранники олигарха; проходимец-кинорежиссер ищет денег на грандиозное шоу в память годовщины путча. Как и было принято в советских пьесах, реплики пересыпаны юморком и прибаутками (из поляковско-говорухинских перлов - "неловко, когда в заду боеголовка"). Авторы пьесы страшно озабочены идеей впихнуть в текст как можно больше примет современности: олигарх договаривается с кем-то по телефону встретиться на днях в Давосе на форуме - хотя за окном жара, а Давос, как известно, случается исключительно зимой. Такое впечатление, что театр, продолжающий гордо рисовать на своих программках советские ордена, просто на недельку выписал с того света Анатолия Софронова на пару с Анатолием Суровым. А они походили по городу, насмотрелись постсоветских ужасов и наспех сочинили в своем духе пьеску.

Станислава Говорухина, видимо, Татьяна Доронина тоже послала в командировку, но только в обратную сторону, год эдак в 49-й. Первое, что хочется сделать после раскрытия занавеса,- больно ущипнуть себя: возможно ли такое? Писаный задник с зелеными листочками, две скамейки, посреди гипсовая садовая скульптура. Как в советской оперетте. Потом появится натуралистическая выгородка с квартирой академика: шкафы и стулья, люстра, перспектива уборной и кухни за дверями. Не только сценография, но и мизансцены ученически воспроизводят постановки вышеупомянутых пьес - соответствующие фотографии можно увидеть в книгах по истории и на выставке в театральном фойе, обозревающей славный путь МХАТа. Актерам под руководством господина Говорухина удалось воспроизвести даже стиль игры - громкое, наивное до глупости, самовлюбленное сценическое притворство, которое во времена оны называлось, кажется, социалистическим реализмом. "Контрольный выстрел" запросто можно рекомендовать студентам-театроведам в качестве учебного пособия. Депутат Говорухин, конечно, таких изощренно-музейных задач перед доронинским театром не ставил. Он был крайне серьезен, не реконструировал стиль, но пытался эксгумировать его. Однако соц-артовцы все равно могут кусать локти.

Вкуснее "Голубого сала"
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100