Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Прощание с деревней

22 мая 2008 года
Ирина Леонидова


Прощание с деревней


"Матренин двор". Театр имени Евг.Вахтангова
Пока Театр имени Евг.Вахтангова весьма плавно переходит на новый творческий курс, предложенный новым же художественным руководителем Римасом Туминасом, в репертуаре появляются порой спектакли случайные, заранее не запланированные. Как, например, "Матренин двор" в постановке Владимира Иванова, идея которого зародилась отнюдь не в вахтанговских недрах, но именно здесь была творчески и технически оформлена и воплощена в жизнь. В результате чего спектакль и получил постоянную прописку в вахтанговской афише.

Елена и Александр Михайловы, исполнители ролей Матрены и Игнатича, - актеры с непростой и весьма прихотливой биографией. Выпускники Щукинского училища в свое время начинали успешную творческую карьеру в Российском Молодежном театре, на телевидении и в большом кино. Ну кто же не помнит ролей юного Александра в таких известных фильмах, как "Формула любви", "Михайло Ломоносов", "Полеты во сне и наяву", и многих других? А в телеспектакле Анатолия Эфроса "Ромео и Джульетта" он успел сыграть самого Ромео.

Но душевные потребности молодых актеров оказались иными. Оставив театр, они получили второе образование - богословское. И одновременно все же продолжали выступать, но уже в других местах и с другим репертуаром. Духовные песни и песни для детей в исполнении четы Михайловых можно было услышать в больницах, детских домах и домах престарелых, в тюрьмах, монастырях и приходах московских храмов.

Потом в какой-то момент у Александра Михайлова появилась идея сценического воплощения знаменитой повести Александра Солженицына "Матренин двор". Но воплощать ее было негде, да и не на что. Когда же к постановке спектакля подключился вахтанговец, режиссер Владимир Иванов, то поманила перспектива конкретного театрального бытия будущего действа. Руководство театра одобрило его сценическую версию текста, равно как и Наталья Солженицына, супруга писателя, и не столь давно состоялась премьера.

Спектакль идет в камерном пространстве Малой сцены. Художник Максим Обрезков, естественно, не сочинял масштабно-подробных декораций. Здесь есть некие символические фрагменты-островки деревенского быта. На заднем плане - частица ладного, чистенького домика Матрены, от которого в финале, когда отдерут все доски, останется один деревянный кладбищенский крест. Слева и справа - рукомойник, стол, буфет, радиоприемник - нехитрые предметы и приметы жизни. Быт важен здесь не сам по себе, но как некая "приправа" к подлинности одной российской истории послевоенной поры. Столь же к месту и традиционная деревенская одежда тех (да и этих) лет: телогрейка, пальто, справленное из старенькой шинели, затрапезное, но чистое платьице.

У этого спектакля двойная суть и двоящаяся форма. С одной стороны, артисты порой походят на рассказчиков, просто и искренне пытающихся донести до зрителей-слушателей смысл, да и сам текст Солженицына, без потерь и купюр. С другой - они то и дело сливаются со своими героями и начинают говорить уже не от авторского лица, а от их, Матрены и Игнатича, лиц. С болью и юмором, с игрой, настоянной на правде человеческих мыслей, ощущений и поступков. Чтобы потом снова на минуту дистанцироваться и словно бы осмыслить, оценить произошедшее. С паузами, чтобы подобное мог сделать и зритель.

И в данной ситуации, пожалуй, не стоит особо отвлекаться на некий критический разбор достоинств и недостатков спектакля, качества режиссуры и актерского исполнения. Здесь все-таки не тот театр, который во всем этом нуждается. Ведь главный "герой" - это все равно солженицынская история, которая не терпит версий и интерпретаций. Хотя и подобные случались, если вспомнить, к примеру, эпатажную харьковскую постановку Андрия Жолдака "Один день из жизни Ивана Денисовича". Нет, "Матренин двор" - действо традиционное, без особых постановочных изысков, да к ним и не стремились. Другое дело, что, конечно, столь долгое отсутствие на профессиональной сцене отчасти сказывается и на актерском профессионализме. Ведь служение театру тоже не терпит "измен", даже если они столь высокого душевного и духовного порядка. Сказать, что "Матренин двор" - спектакль, крайне необходимый для репертуара именно Вахтанговского театра нынешней поры, - тоже погрешить против истины по гамбургскому счету. Но та задача, которая таилась в идее постановки и ее воплощении, решена. И спектакль, безусловно, найдет своего зрителя. А иные достоинства будем искать в иных постановках.

Путем Матрены

Театр им. Евг. Вахтангова - ближайшие представления:


Бовари 31.03.2020
Крик лангусты 31.03.2020
Евгений Онегин 31.03.2020
ДОН КИХОТ 13.04.2020
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100