Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Выживай, как можешь

Выживай, как можешь
Новая газета, 20.11.2009


«Души низкие ищут денег, души высокие ищут блаженства», — говорит один из героев пьесы Островского «Волки и овцы». В словах великого писателя и в сценарии молодого режиссера Константина Богомолова, поставившего «Волков и овец» в театре под руководством Олега Табакова, отразились и вечные проблемы души человеческой, и их интерпретация в современности.
События пьесы разворачиваются в XIX веке в российской провинции. Помещица Мурзавецкая (Роза Хайруллина), испытывающая материальные затруднения, подделывает письмо от умершего богатого помещика Купавина, адресованное ее племяннику. В письме говорится о внушительной сумме, которую Купавин якобы обязался выплатить Мурзавецким. Это событие приоткрывает корыстные цели других героев: кто-то желает выгодно выйти замуж, кто-то жениться на вдове Купавиной и прибрать к рукам ее имение, а кто-то просто создает видимость деятельности, чтобы и ему ненароком что-то перепало.

Постановка Богомолова — смелая, вызывающая интерес и бурное обсуждение после просмотра. Режиссер перенес действие пьесы в XX век. Лаконичная сценография (вместо декораций черные и белые стулья) и оригинальная музыка позволяют зрителю сосредоточиться на игре актеров, на тонкостях человеческих взаимоотношений, да и сама идея осовремененной классики позволяет лучше понять пьесу.

Ту же цель преследует введенный режиссером персонаж — «живая» собака Тамерлан. По контрасту с искренними чувствами животного ярче проявляются циничные, товарно-денежные отношения между людьми. Этот персонаж оттеняет и роль Аполлона, племянника Мурзавецкой (Дмитрий Куличков), который, уйдя от власти, лжи, лицемерия, опускается в собачью жизнь. И режиссер неслучайно подливает водки в собачью миску, отождествляя животное существование с дном человеческой жизни.

Сквозная тема пьесы — тема веры в Бога. Правда, посылом становятся разные мотивы, а не только желание уберечься от греха. Для Купавиной вера — такое развлечение для богатых, когда сидеть в своем имении бывает скучновато, то можно и милостыню бедным подать. Для Глафиры, родственницы Мурзавецкой, вера — тяжкое бремя, освободиться от которого она мечтает с помощью выгодного замужества и материальных благ. Аполлон готов уверовать в любую минуту, лишь бы кто выпить налил. Но для самой Мурзавецкой вера — это способ существования. Она ловко толкует религию в свою пользу, загребая золотые и подделывая чужие письма.

Надо добавить, что, несомненно, продуманные и тонкие режиссерские находки осуществляются благодаря блестящей игре актеров. Только одно коробит: пошлость любовных сцен. Неужели режиссеру кажется, что удержать зрителя можно только таким способом? Чем хороша сцена, когда полуголую Мурзавецкую вытаскивают из-под стула во время «случки» со слугой? Отчего режиссер считает, что поклонники театрального искусства без этого не увидят смысла пьесы?

Конечно, многие в зрительном зале удостаивали откровенные сцены одобрительным смешком, а иногда и аплодисментами. Но разве на это надо ориентироваться?

Дарья Мочалова



Театр п/р О. Табакова - ближайшие представления:


КУКЛА ДЛЯ НЕВЕСТЫ 16.12.2019 09.01.2020
КАТЕРИНА ИЛЬВОВНА 18.12.2019
Школа жен 19.12.2019 28.12.2019
Кинастон 21.12.2019 17.01.2020
РУССКАЯ ВОЙНА ПЕКТОРАЛИСА 22.12.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100