Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Священник надел плащ комиссара

29 апреля 2004 года
Илья Овчинников
                                                                       Священник надел плащ комиссара
"Диалоги кармелиток" Франсиса Пуленка в "Геликон-опере"
"Диалоги кармелиток", никогда не шедшие в России, не похожи на предыдущие геликоновские премьеры до такой степени, до какой это только возможно. Вслед за полуфантастическим "Средством Макропулоса" Яначека и задорным "Гершвин-гала" Дмитрий Бертман поставил мрачный, трагический спектакль, где основное место действия - монастырь и гильотина.

Новая постановка "Геликон-оперы" оказалась приурочена к двум изящно рифмующимся между собой датам, о которых умолчали авторы спектакля. События оперы "Диалоги кармелиток" происходили в Париже двести десять лет назад, а ровно посередине - сто пять лет назад - там же родился композитор Франсис Пуленк. Россия эту полукруглую дату игнорирует: у нас невозможно представить себе хотя бы один вечер, целиком посвященный сочинениям Пуленка. К музыке ХХ века, лучшая часть которой давно стала классикой, у нас до сих пор относятся настороженно. Тем сильнее "Кармелитки" потрясли тех, кто ожидал чего-то сухого и заумного, - на поверку музыка оперы оказалась живой, печальной, мелодичной, отсылающей к лучшим традициям Мусоргского, Дебюсси и самого Пуленка.

Сюжет оперы восходит к последним дням якобинского террора Великой французской революции, когда шестнадцать монахинь-кармелиток были приговорены к смерти. Молодая Бланш де Ла Форс уходит в монастырь, надеясь освободиться от страхов и сомнений по любому поводу. Вскоре появляется священник, которого преследует революционный патруль; врываются военные, требующие освободить монастырь. Мать Мария побуждает сестер принять обет мученичества во имя веры. Она же находит сбежавшую было Бланш и приказывает ей присоединиться к остальным кармелиткам, покинувшим обитель. Сестрам выносят смертный приговор. Узнав об этом, Бланш появляется на месте казни и принимает смерть вместе со всеми.

Единственная декорация - угловатая конструкция коричневато-железного цвета с несколькими отверстиями. Большой проем вверху имеет форму креста, как бы нависающего над сценой. Благодаря этой простой и выразительной детали условный монастырь ощущается как настоящий, объемный. В финале в этом же проеме появляются мученицы, совершающие свой крестный путь: то, что было монастырем, оказывается дорогой на эшафот. Режиссер Дмитрий Бертман не скрывает своего видения обители как "государства в государстве", тоталитарного и жесткого. Форма солдат, громящих монастырь, - подобие чекистских кожаных плащей, и головной убор с очертаниями наполеоновской треуголки лишь антитеза одинаковой, также обезличивающей одежде монахинь. Не случайно на священнике и матери Марии, оставшихся на свободе, вдруг оказываются кожаные плащи: не пойдя на эшафот вслед за мученицами, они оказываются ближе к убийцам.

Прием, на котором основана сцена с гильотиной, ассоциируется с одним из эпизодов самой яркой премьеры прошлого сезона - "Похождений повесы" Стравинского (кстати, звезда той постановки, Елена Вознесенская, одна из исполнительниц роли Бланш, наряду с геликоновскими примами Натальей Загоринской и Татьяной Куинджи). Если в "Повесе" вид полусотни манекенов, падающих друг за другом, мгновенно переносил нас на кладбище, то в "Кармелитках" смерть символизируют кегли, падающие под ножом гильотины. Как только в их сторону летит шар, еще одна монахиня исчезает в проеме; кегли рассыпаются, нож летит вниз. Немного похоже на мясорубку из фильма "Стена", только тоньше, красивее и страшнее.

Хоровых сцен в опере немного, и тем ценнее каждая. Сильнее всего действует финал, когда сестры поют предсмертную молитву, медленно поднимаясь на эшафот и исчезая одна за другой. Постепенным нагнетанием напряжения сцена напоминает предпоследний эпизод моцартовского "Дон Жуана", когда герой еще не попал в ад, но музыка уже предвещает это. Не сразу замечаешь, что вместе с мученицами поют и солдаты, окружающие эшафот, - вот отчего так скорбно звучит хор. Под руководством Владимира Понькина оркестр театра смог достаточно адекватно передать тонкости музыки Пуленка в неважной акустике Дома медика. Похоже, в "Геликоне" знают секрет победы: браться лишь за невозможное.
Вера и безверие
Кегли на эшафоте

Геликон-опера - ближайшие представления:


Нам 30 лет 11.04.2020 12.04.2020
ДОН КИХОТ 13.04.2020
КОФЕЙНАЯ КАНТАТА 22.04.2020 20.05.2020
ФАЛЬСТАФ 24.04.2020 25.04.2020
Моцарт и Сальери. Реквием 29.04.2020 30.04.2020
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100