Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 730-50-30
+7 (495) 730-50-30

В Ленкоме отмечают юбилей спектакля "Юнона и Авось"

В Ленкоме отмечают 25-летие спектакля Марка Захарова "Юнона и Авось". 8 декабря в театре состоится уникальное представление, в котором примут участие практически все актеры, в разные годы игравшие в спектакле. Рассказывает театральный критик Вера Максимова.

Максимова: В истории нашего театра есть спектакли-долгожители. Но случай с "Юноной и Авось" в Ленкоме — особенный. Спектаклю 25 лет, а он до сих пор живой, он живет. Конечно, "Юнона и Авось" связана с именем переживающего сегодня трагедию Николая Караченцова. Это совершенно потрясающий исполнитель роли Резанова. Конечно, это замечательный поэт "оттепели" Андрей Вознесенский и его поэма "Авось", по которой был поставлен спектакль. Это изумительная музыка Алексея Рыбникова. Замечательная Елена Шанина, которая играла Кончиту. Сегодня в спектакле новые исполнители: наша звезда Дмитрий Певцов, Анна Большова с великолепным голосом. Может быть, такого голоса у Леночки Шаниной не было, но было очень много души, женственности, пластики.

Но была в этом спектакле еще одна загадка — странный жанр мюзикла. Это был один из первых опытов, первый русский мюзикл. Что я в это понятие вкладываю? В нем очень глубокое содержание. Не только история оборвавшейся любви. Туда вложено что-то еще очень точно соответствующее нашему русскому характеру. Его сила, прелесть, высота, безудержность, максимализм — вот это прозвучало в "Юноне и Авось".

К лирической мощной стихии была прибавлена еще стихия национальной трагедии. Это замечательный спектакль, с которого во многом начинался и определял свое лицо Ленком. Это повесть о нашей русской душе, ее трагедии, ее колоссальных взлетах. Это замечательное свидетельство того, как сильны русские актеры. Они в этом спектакле прекрасны.

В далеком 1981 году "Юнона и Авось" не вписывалась в рамки советского театрального искусства. Были даже определенные проблемы с названием. То, что ставили тогда в Ленкоме, было решено называть современной оперой. Как рассказал "Маяку" композитор Алексей Рыбников, это было сделано из-за цензурных соображений.

Рыбников: Рок-оперой спектакль тогда не разрешали называть, и мы назвали его современной оперой. Оказалось, что мы попали в точку. Это было самым точным определением того, чем мы занимались. Это опера, но высказанная современным языком, языком рок-музыки, языком русской православной музыки, русского романса. Но по своей форме, по структуре это абсолютно оперное произведение. Опера для драматического театра, как назвал это Родион Щедрин. Он знал, что такое мюзикл, что такое опера вообще. А разница между этими понятиями очень большая. В опере строится единая форма, близкая к симфонической, а мюзикл — это набор номеров, перебиваемых разными сценками.

То, что мы пошли своим путем и ставили современные оперы, было замечено критикой во всем мире. Везде, куда привозили "Юнону и Авось", говорили, что это абсолютно не мюзикл, что это гораздо больше похоже на продолжение традиций Мусоргского, чем западного мюзикла. Это для меня было самое дорогое в этих рецензиях, что это услышали, оценили.

Мы знаем джазовый вокал, рок-вокал, а бывает вокал драматических актеров, который на Западе практически отсутствует. Это совершенно особая школа, которая была только в Ленкоме и в Театре Ленсовета в Петербурге. Здесь совершенно уникальная манера исполнения: актеры поют, и в это же время они разговаривают, играют драматическую роль. В этом и заключается сложность постановки "Юноны" в других странах. Если ее попытаться спеть так, как мюзикл, то все разваливается. Оказалось, что это уникальное явление.

Наверное, этот спектакль стал уникальным для всех его создателей. По словам первой исполнительницы роли Кончиты Елены Шаниной, именно "Юнона и Авось" остался с ней на всю жизнь, хотя она не участвает в спектакле уже 14 лет.

Шанина: Такого от этой роли я совершенно не ждала. Она была для меня условной, маленькой, мне просто нравился весь материал. Я совершенно не думала, что для меня это будет такой судьбой, таким именем, которое стоит рядом с моим, хотя я уже не играю 14 лет. Были и другие роли, серьезные, на которые делались ставки. Конечно, многие роли забылись со временем, спектакли ушли, состарились.

Как-то так получилось, что именно этот спектакль остался со мной на всю жизнь. Сначала я его играла, открывала вместе с замечательными партнерами, талантливыми людьми: это и Вознесенский, и Рыбников, и Захаров, и Караченцов. Прекрасные актеры, которые просто переделывали себя из драматических в музыкальных. Мы создали этот спектакль, и вдруг на нас свалился и успех — интересные поездки, гастроли, тем более что в то время заграничные гастроли были страшной редкостью.

Потом я смотрела этот спектакль с другими актрисами, так же сопереживала, вспоминала свою молодость. Потом вот с Колей такое случилось. Все переживания начались с "Юноны".

Сейчас в этот юбилей немножко страшно, потому что нет Олега Шейнциса, потому что Коля пока что не восстановился, хотя он молодец, он бодр, он бегает, пока еще бьется и борется за свою речь, один из главных инструментов актера.

Конечно, молодость ушла, и другие роли приходят, но все время ты возвращаешься на этот круг. И с одной стороны это всегда праздник, а с другой стороны очень много грустных воспоминаний, утрат, потерь.

За 25 лет существования культовой рок-оперы в ней сменились три графа Резанова и пять Кончит. Ожидается, что первый и бессменный исполнитель роли Резанова Николай Караченцов будет присутствовать на юбилейном спектакле в качестве главного зрителя.

Источник: Радио "Маяк".

Билеты в театр Ленком - ближайшие представления:


Попрыгунья (Небесные странники) 10.04.2017 22.05.2017
TOUT PAYE, ИЛИ ВСЕ ОПЛАЧЕНО 24.04.2017 26.05.2017
День опричника 03.05.2017 27.05.2017
ЖЕНИТЬБА 05.05.2017 13.04.2017
Странный народ эти взрослые 06.05.2017
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 730-50-30
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100