Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Ложась спать, у Татьяны слетела шляпа

Новые известия, 7 июня 2000 года


Елена Ямпольская

"Евгений Онегин", Театр на Таганке. Сценическая версия и постановка Юрия Любимова, сценография и костюмы - Борис Бланк
Новому спектаклю Юрия Петровича Любимова предпослан восхитительный пресс-релиз. О нем следует сказать отдельно, дабы повеселить почтеннейшую публику Само зрелище публика еще увидит (и правильно сделает, оно того стоит), а великолепный в своей наивной непосредственности пересказ сюжета был адресован только журналистам. Предполагая, вероятно, что не каждый театральный критик в свое время доучился до восьмого класса, некий домашний таганковский либреттист, пожелавший остаться анонимом, очаровательно припадая на явно иностранный акцент, повествует: «На именины Татьяны приезжает Онегин, в которого влюбляется Татьяна» (неловко напоминать, что вышеупомянутая страсть зародилась задолго до январских именин пылкой барышни); «ложась спать Татьяне снится страшный сон» (хрестоматийное чеховское «подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» выгодно отличается наличием запятой); «Татьяна едет в Москву и выходит замуж за военного Генерала» (генерал от инфантерии, наверное, писался бы с маленькой буквы); «хотя Татьяна по-прежнему любит Онегина, но отказывает ему в романе» (а вот Александр Сергеевич не слишком любил своего героя, однако же в романе ему не отказал)...

Боже упаси, никаких упреков. В конце концов «как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не терплю». Татьяна Дмитриевна Ларина, что скрывать, сама по-русски плохо знала.

«Кто посоветовал вам выпустить краткое изложение «Евгения Онегина»?» — сочувственно поинтересовались у Юрия Петровича на пресс-конференции. «Кто, кто... Какая разница? ФСБ!» - ответил мастер.

Кроме того, и это действительно ценно, релиз сообщает, что «на Таганской сцене действие разворачивается в мастерской художника». Вот уж уж о чем ни в жизнь не догадаешься. То есть пара живописных полотен (работы Геннадия Павлова) и несколько простых деревянных рамочек как элемент оформления присутствуют, но не более того. Действие «на Таганской сцене» разворачивается в типичных для «Таганской сцены» декорациях: двухэтажном сооружении из бруса, одновременно напоминающем и кукольный домик в разрезе, и раскадровку, и, конечно же, нары - куда Таганка без нар? Динамику сооружению придают столь любимые Юрием Петровичем занавески: в относительно спокойные моменты их катают туда-сюда, производя приятный металлический шелест, и устраивают с их помощью театр теней, а для обозначения вспыхнувшего в Онегине чувства яростно полощут ими в воздухе, имитируя паруса и вздымая клубы неистребимой театральной пыли. Бутафорию представляют цилиндры из папье-маше, ножки (рояльные), разлетающиеся листки черновиков и длинный эластичный пояс, эффектно притягивающий друг к другу Татьяну и Онегина. Символом страсти служит проткнутый шарик, который со свистом проносится по сцене. Вместо пуль Онегин и Ленский обмениваются гусиными перьями с острыми наконечниками (здесь можно уловить намек на подлинное орудие убийства, уничтожившее самого Пушкина).

«Онегина» на Таганке не играют. Его читают, поют, танцуют, пляшут, гундосят, картавят, декламируют или пробалтывают. Разумеется, не полностью — купюры столь значительны, что школьникам, которые прельстятся двухчасовым спектаклем, действительно не помешало бы подробное либретто.

Размеренная пономарская интонация Бродского. Прекрасная пародия на Вознесенского: «И лучше выдумать не мог, не мог, не мог, мокни, мокни, Онегин...». Поп, техно, рок-н-ролл, частушки, колыбельная, а-ля Гребенщиков, русское народное, камерно-хоровое, а также африканское ритуальное, подозрительно смахивающее на русское народное. Великолепное чувство ритма, практически безупречный синхрон, сильные голоса. Увлекательная игра в слова — смешные ошибки, черновые варианты, перевод с ходу на английский и французский, легко дописанные строфы: «В гостях с ним молвит слова три... Пошлет его на буквы три... Кто к этим фразам не привык, пускай заглянет в черновик». Превентивный удар по критике: «Таганку долго я терпел, но и Любимов надоел». Масса веселых приколов и талантливого стеба. Потрясающе свежая (все-таки постановщику девятый десяток) фантазия. Зажигательный финал, когда исполнители принимают «заказы» прямо из зала и ритмизуют любые пушкинские строки, будь то «У Лукоморья дуб зеленый...», или «Я помню чудное мгновенье...», или «Москва... как много в этом звуке...», - что первым придет на ум публике.

Серьезная сторона «Евгения Онегина» отдана на откуп фонограммам. Фрагменты оперы Чайковского, Собинов, Козловский и Отс, Мансурова, Яблочкина и Яхонтов, завораживающий голос Смоктуновского, несколько строф, прочитанных лично Любимовым. Из драматических событий романа режиссер более всего увлекся гибелью Ленского — именно Онегину как убийце преимущественно посвящены цитируемые в спектакле отрывки из Набокова и Лотмана. Тень Ленского следует за Онегиным до конца действия, желая, впрочем, не столько растревожить совесть, сколько попугать.

В общем, все хорошо, занятно и живо. Смущает единственная вещь: чем дальше, тем больше вокруг Пушкина собираются исключительно шутники. Россия преодолела долгий путь от «Прогулок с Пушкиным» до ресторана «Пушкин». В похвальном стремлении избавить солнце русской поэзии от бремени официоза, его потихонечку, силами очень талантливых людей, низводят до уровня карманного фонарика. «Наше всё» потеряло масштаб. «Живой Пушкин», «Наш Пушкин», «Мой Пушкин», «Тайные записки Пушкина», «Эротические рисунки Пушкина» — удобные взаимоотношения на сугубо дружеской ноге. Мы любим Пушкина, разумеется, любим, но словно бы стесняемся относиться к нему серьезно. Читатель не поймет, зритель не придет, молодежь заскучает. А так хоть веселое имя Александра Сергеевича останется на слуху. Маленькая польза.

Театр на Таганке - ближайшие представления:


ПРЕВЬЮ. ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ. 15.09.2019 14.09.2019
Эффект Гофмана 20.09.2019
СТАРШИЙ СЫН 21.09.2019 18.10.2019
Эльза 21.09.2019 18.10.2019
ТАРТЮФ 22.09.2019 19.10.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100