Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Пришествие царя Бориса

Прошла долгожданная премьера, на которую Большой театр возлагал столько надежд. Если театру хотелось добротную традиционную постановку, то именно ее он и получил.

Кинорежиссер Александр Сокуров взялся ставить оперу впервые, но прежде не раз размышлял о людях власти в своих фильмах. Искать параллели между Лениным в "Тельце" и царем Борисом в опере ему не хотелось. Он решил играть по правилам жанра традиционной русской оперы "большого стиля Большого", и вот что из этого получилось.

Грандиозные народные сцены радовали не столько режиссерскими идеями, сколько работой хормейстера Валерия Борисова, помноженной на великолепную сценографию Юрия Купера. Борисов организовал поющую массу. Бабы, дети, мужики пробирали хрестоматийным "На кого ты нас покидаешь, отец наш". Испуганные бояре, поругиваясь, кучковались по голосам. Ныне востребованный Москвой художник Юрий Купер, превратившийся в богемного седовласого старца, сделал в этом спектакле его самую современную составную — сценографию. Тревожный туман низин, тяжелые тучи над Василием Блаженным, угадывающийся сад, по которому гуляют гоноровые шляхтичи — все его решения были точны, разумны, технологичны и настолько интересны, что при частой смене декораций оставалось жалеть, что не все еще рассмотрено.

Режиссерские идеи не столь безупречны. Сокуров не первый человек "со стороны", который, придя в оперу, обязательно ищет, чем бы занять зрительский глаз во время исполнения очередной арии. Борис поет знаменитую "Достиг я высшей власти", а рядом бегают служанки — то шкатулочку возьмут, то пошепчутся, тут же сидя уснул боярин — прямо не царская палата, а проходной двор. По правилам жанра для полноты сцены достаточно и одной арии, и если к ней ничего не придумывается, то незачем суетиться. Как будто пронимает сцена смерти Бориса, когда он подталкивает на трон маленького Федора и в безумном порыве тянется к его горлу; но жесты повторяются, повторяются и, в конце концов, становятся скучными.

Очень статично объяснение самозванца с Мариной Мнишек; предсказуема мизансцена с Юродивым. И главная беда — оркестр, на премьере с Александром Ведерниковым как будто отрабатывавший что-то донельзя скучное и занудливое. 800 костюмов, тонны декораций, миллионные затраты. А "Борис Годунов" все равно выглядит подновленной этнографической картиной.

Источник: nescafe.theatre.ru, 3 мая 2007
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100