Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

И лучше выдумать не мог

Коммерсант, 7 июня 2000 года


Роман Должанский


"Евгений Онегин" у Юрия Любимова
Вчера, в день рождения Пушкина, Юрий Любимов показал премьеру своего нового спектакля "Евгений Онегин". Как и на всех последних премьерах театра, 82-летний худрук Таганки удивил публику: крепостью режиссерской руки, энергичной скорописью сценического рисунка, обостренным слухом на глупость общества и даже откровенным хулиганством.

Юрий Любимов давно уже не ставит ничего просто так, поддаваясь какому-то минутному увлечению. Но даже если идея поставить на Таганке "Евгения Онегина" возникла у него давным-давно, прошлогодний государственный юбилей наверняка подлил масла к тлеющему замыслу. В фойе зрителей встречают Пушкин и Натали, не поручусь, что копия садово-парковой парочки с Арбата, но что-то в этом роде. Далее, почти у дверей зрительного зала - огромная гипсовая голова солнца русской поэзии. А саму таганковскую сцену художник Борис Бланк превратил в подобие мастерской бутафора-поденщика, получившего выгодный заказ к юбилею: повсюду расставлены еще не законченные бюстики в цилиндрах, один, побольше, глядит со второго яруса двухэтажной конструкции и еще один Пушкин коровьим юбилейным глазом подглядывает откуда-то сверху, высунувшись из-за какой-то дерюги.

По Любимову, Пушкина бесполезно искать не только в памятниках, но и в многообразных знаках поклонения. Пушкин - только в своих стихах. Но режиссер не поклонник академизма, трясущегося над стерильной чистотой первоисточника. Ернические черные футболки на актерах с надписями "мой Пушкин" или "ай лав Пушкин" (через букву I и сердечко) спокойно монтируются с фраками и цилиндрами. Энциклопедия русской жизни для него не сюжет, не просто история персонажей и не набор отточенных поэтических формул. Скорее, такая большая культурная емкость, которая не отторгает ничего из того, что набросала в нее история существования романа в стихах.

А посему их можно читать то так, то эдак, подражая то ритуальному однообразию манеры Бродского, то вибрирующей нервности Гребенщикова, можно перехватывать друг у друга строчки и даже слова, перебивая текст вариантами из черновиков, перемежая комментариями Набокова или Лотмана, пересмешничая в духе какого-нибудь глупого телешоу. Иногда передоверяя право голоса исполнителям одноименной оперы, или сладкоголосому чтецу Яхонтову, или Смоктуновскому, или милейшей старушке Яблочкиной, которая встык с пушкинскими строчками вдруг прихватывает в фонограмму кусок из какой-то советской радиопередачи о творческом пути актрисы.

Когда-то в знаменитом спектакле "Товарищ, верь!" у Любимова выходили на сцену пять Пушкиных: один желчный арап, другой - царедворец, третий - семьянин и т. д. Теперь, скажем, Онегина, Ленского и Татьяну можно было бы и выделить из общего хора. Но вернее сказать, что поэма все-таки разложена на всех поровну, доля Онегина, а значит, Пушкина, есть в каждом. Шалости и всякая эксцентрика просвечивают сквозь партитуру спектакля. Меньше чем двухчасовой любимовский "Евгений Онегин" несется по пушкинскому тексту, с удовольствием подпрыгивая на ухабах и норовя выкинуть зрителя-седока из удобного сиденья. Это очень энергичный и очень подвижный спектакль, в котором действие не застаивается ни на минуту и все обыгрывается.

В конце спектакля актеры выстраиваются на авансцене и, притоптывая, как ансамбль народного танца, хоть и монотонно, но весело пропевают какие-то очередные хрестоматийные строки. Один из участников "Онегина" сбегает в партер с микрофоном, сует его зрителям под нос и просит вспомнить что-то из Пушкина. Хор немедленно, как лозунг, подхватывает знакомую строчку и усредняет ее лукаво-протяжным частушечным вокалом. Наверное, можно поискать в этом приеме какие-то сокрытые дополнительные смыслы, но, кажется, важнее, что у публики просто повышается тонус. Почему - бог весть. На генеральной репетиции сам Любимов тоже задал своим актерам строчку для финальной спевки - "а счастье было так возможно".

Может ли бывалый зритель Таганки высмотреть в спектакле что-то новое про режиссуру Юрия Любимова? Пожалуй что нет. Один сценический ход, монтаж или гэг придуман более удачно, другой - менее. В конце концов, дело не в этом. Но то, что о темпоритме, сегодня мало кому по-настоящему подвластной театральной категории, Любимов заботится больше, чем о броской эффектности смысловых построений, располагает к спектаклю. Таганка сегодня не говорит новых театральных слов, но те слова, которые не устает твердить Юрий Любимов, настолько проверены на истинную прочность, что даже от настойчивого повторения они не теряют в весе.

Театр на Таганке - ближайшие представления:


Эльза 06.12.2019
Беги, Алиса, беги 07.12.2019 08.12.2019
МАСТЕР И МАРГАРИТА 10.12.2019 26.12.2019
КРАСНАЯ ШАПКА 11.12.2019
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ СЕЗУАНА 11.12.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100