Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Про счастливых людей

Эта постановка Большого театра стала мировой премьерой второй авторской редакции оперы Мусоргского "Борис Годунов" и дебютом Александра Сокурова в качестве театрального режиссера вообще и оперного в частности.

Два спектакля сохраняет в своем репертуаре Большой театр более полувека: это знаковые названия русской оперной классики, оба "пушкинские", - "Евгений Онегин" и "Борис Годунов". И, ни в коей мере не отрекаясь от "постановочных" достижений своего славного прошлого, именно эти две оперы он заново поставил в сезоне 2006/07. Пришла пора - потому что не могла не прийти.

Камерный "Онегин" Ведерникова-Чернякова, по общему признанию, поднялся до высот настоящей психологической драмы и, видимо, не в последнюю очередь именно благодаря этому обстоятельству приобрел репутацию спектакля вызывающе авангардного. Новому "Борису" слава "авангардиста" не грозила, хотя он тоже может претендовать на лавры той же драмы. Режиссер-постановщик Александр Сокуров сразу же предупредил, что не будет предлагать какую-либо сверхоригинальную концепцию. Его первый театральный опыт - вполне в русле его кинематографических исканий: в свете огней рампы, как в объективе кинокамеры, - история человека, его нравственных мучений, отношений с собой и собственным сыном.

Александр Сокуров: "У нас нет отрицательных персонажей. Мы делаем не депрессивный спектакль. Я вообще говорю исполнителям, что "Борис Годунов" - это история счастливых людей: они получили все, чего хотели. Борис хотел добиться власти - и добился ее. Марина хотела стать русской царицей - и стала. Ее отец хотел завладеть половиной русской казны - и завладел. Это история сильных людей, достойных соперников, которые добились того, к чему стремились. Другое дело, чем это для них обернулось".

Откровенная оперная условность, которой так легко вылиться в безусловный пафос, Сокурову не близка. Коль скоро действие оперы разворачивается на конкретном историческом фоне, он и ставит исторический спектакль, скорее "документальный", чем монументальный, нервный, в приглушенных тонах, а не горделиво-величественный и пышный. Золота и здесь довольно, только блестит оно иначе, чем раньше. Прежний "Борис Годунов" - образец большого стиля. Нынешний - один из образчиков стиля Большого.

Эта постановка, что немаловажно, представляет собой интересную музыкальную историю. Александр Ведерников зарекомендовал себя не только интерпретатором, но и исследователем, и уже не в первый раз обратился за консультацией к музыковеду-историку - Евгению Левашеву.

Отправной точкой их изысканий было то же - стремление дойти до первоисточника, до "не причесанного" редактурой Мусоргского.

Историзм и достоверность на оперной сцене даются труднее, чем вампука. Восемьсот костюмов было сделано для этой постановки - и каждый может выдержать "испытание" крупным планом на кино - или телеэкране. Старинные платья создают полную иллюзию подлинности, вызвать которую, однако, помогла сверхсовременная материя - "пророщенная ткань", придуманная художником по костюмам Павлом Каплевичем. Рисунок на ткани делался с помощью фотопечати - такое в Большом случилось впервые.

Живое, дышащее, в глубину уходящее сценическое пространство, дающее ощущение воздушной перспективы, создали мягкие декорации - своеобразный рельефный архитектурный гобелен, так его охарактеризовал сам сценограф - всемирно известный художник Юрий Купер. Декорации расписаны не кистью, а… шитьем. Объем создают аппликации. А помогает свет - настоящее чудо техники этого спектакля. Специально для постановки нового "Бориса" было куплено шесть приборов, обеспечивающих объемную видеопроекцию на сцену. Трехмерная проекция создает светом дополнительную глубину.

Кроме того, была проведена съемка на цифровое видео - снимались облака, небо, солнце, вода. Каждое изображение было обработано на компьютере, разбито на 5-6 фрагментов, которым предстояло вновь соединиться в проекции.

В опере "Борис Годунов" схвачено живое дыхание истории, которое иногда остро ощущается и в повседневной жизни. Показав премьеру в траурный день для своей страны, Большой театр посвятил ее памяти первого президента России Бориса Николаевича Ельцина.

Источник: официальный сайт Большого театра (bolshoi.ru).

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Весна священная. Компания современного танца Павлин/ Китай 11.09.2019 10.09.2019
Сотворение мира. Спектакль Государственного академического театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва 12.09.2019
Отелло. Опера в концертном исполнении 13.09.2019
Милосердие Тита 18.09.2019 17.09.2019
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН 19.09.2019 18.09.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100