Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Юрий Любимов-2000

Известия, 7 июня 2000 года


Алексей Филиппов


"Таганка" отметила день рождения Пушкина премьерой "Евгения Онегина"
"Евгения Онегина" Театр на Таганке в первый раз показал вчера, в день рождения Александра Сергеевича. Спектакль поставил режиссер, работы которого - независимо от времени года и политического режима - всегда вызывают повышенный интерес. И на этот раз ожидания не обманули.

Такого жесткого, стремительного, наполненного бешеной театральной энергией действа на московской сцене давно уже не было: на этот раз Юрию Любимову попался достойный противник. Любимов ополчился на официального - присвоенного сначала советской, а потом державной постперестроечной традицией - Пушкина и разделал его как бог черепаху. Судя по всему, режиссера вдохновлял и амбициозный телевизионный проект - когда Пушкина декламировали все, за кого зацепилась телекамера (особенно отличился Владимир Вольфович), и энное количество бездарных памятников, и украшенные профилем Александра Сергеевича шоколадные обертки, и то психопатическое общенациональное камлание, которым у нас его окружают. Слова, которые Гоголь предпослал "Ревизору" ("Неча на зеркало пенять, коли рожа крива"), можно было бы отнести и к этому спектаклю: Любимов поставил его и об "Онегине", и о нас.

Но его, кажется, не слишком волновали общие положения - сегодняшний Любимов не большой теоретик. Зато режиссер блестяще (и, наверное, инстинктивно) чувствует действенную природу театра: спектакль он выстраивает, повинуясь безотчетной внутренней логике, а заодно и своей вечной страсти к ерничеству и озорству.

В общем и целом это, конечно, скандал: такому неакадемическому обхождению Пушкин не подвергался сроду. Действие все время снижается пародийными вставками-перебивками - когда Татьяну и няню изображают два отчаянно паясничающих актера, одетых в чепчики и футболки с надписями "Наш Пушкин" - "Мой Пушкин" (или "Пушкин - наше все"), а тень Александра Сергеевича - силуэты находящихся за занавесом актеров проецируются на тонкую ткань - ведет примечательный диалог с тенью Арины Родиновны.

Любимов перемонтировал и сократил роман, положил его на музыку Петра Чайковского, Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова. Он вставил в действие арии из одноименной оперы ("Онегина" поют Собинов и Козловский), слова из посвященного пушкинскому тексту исследования Набокова, фрагменты пушкинских черновиков - и спектакль стал совершенно непредсказуем. Но в результате Пушкин, созданный Юрием Любимовым, оказывается не хрестоматийным - живым.

А это, собственно говоря, и требовалось доказать.

***

Юрий ЛЮБИМОВ: реплики перед премьерой
Когда схлынуло юбилейное пушкинское половодье, которое в 1999 году смело все на свете, я решил - вот и хорошо. Все прошло, а теперь и мы изобразим то, что нам удастся. И мы попытались просто прочесть "Онегина" - со смыслом, обрисовав характеры, в определенных музыкальных ритмах и не нарушая смысла Александра Сергеевича. Основным здесь, на мой взгляд, стал темпоритм: без него нельзя постигнуть стихотворную форму. Если она не ритмична, то становится однообразна - и вы проспите весь спектакль.

Нам хотелось выявить суть пушкинского романа - ведь у нас многие, к сожалению, больше знают оперу. (Я ее, кстати, не очень люблю, мне скорее по душе "Пиковая дама" - хотя либретто ужасные и там, и там). К тому же в пушкинском оригинале смысл зачастую совершенно иной, чем в опере "Евгений Онегин".

Сегодняшняя жизнь так стремительна, потоки информации, обрушивающейся на зрительские головы, столь сильны, что нам волей-неволей приходится этому соответствовать - театр должен уметь отстоять свое место. Сейчас его теснят все кому не лень и в особенности телевидение: оно показывает все, что угодно, и чуть ли не в нашей постели ночует.

Вот поэтому в нашем спектакле и участвуют такие прославленные артисты, как Иннокентий Михайлович Смоктуновский и Иван Семенович Козловский... Да нет же, не волнуйтесь, из гроба они не выходят. Хотя перед премьерой я и сам боюсь: придет Александр Сергеевич, посмотрит спектакль и - как положено завзятому дуэлянту - даст по голове пистолетом....

Театр на Таганке - ближайшие представления:


Басня. Теория идеального наблюдателя 27.06.2019
СТАРШИЙ СЫН 27.06.2019
Вий 30.06.2019
Эльза 02.07.2019
Горе от ума - Горе уму - Горе ума 03.07.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100