Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Щелкунчик в Большом театре: сказка на Рождество

В девятнадцатом веке балетоманы мерились друг с другом так: "Я высидел 160 "Коньков-Горбунков", 92 "Дочери фараона" и 40 "Лебединых озер", к примеру. И я вот подумала, что у меня лично больше всего насмотрено не чего-нибудь, а "Щелкунчиков". Возможно, по факту это и не так, но по ощущениям — точно. Видеть уже не могу! Но не потому, что "Щелкунчиков" под Новый год дает почти каждый театр (по причине того, что в спектакле задействована рождественская елка). И не потому, что почти в каждом "Щелкунчике" девочку, хозяйку Щелкунчика, изображают взрослые тетеньки балерины. Просто меня бесят люди, которые ставят знак равенства между словами "содержание" и "трагическое", даже если этот человек — гениальный композитор Чайковский. Какой чудный балет он испортил своей музыкой!

Как известно, "Щелкунчик" — его второй балет. Второй удавшийся, если точнее: потому что дебютное "Лебединое озеро" было кошмарно, и только тотальная операция, сделанная балетным дирижером Ричардом Дриго уже после смерти композитора, превратила эту кашу в жизнеспособный спектакль. Для работы над "Спящей красавицей" Чайковскому выписали в помощь хореографа Петипа, который бил гения по рукам при каждой попытке нарушить схемы балетных pas d’action; а сами схемы Петипа начертил Чайковскому вплоть до числа тактов.

Но в "Щелкунчике" Чайковскому удалось удрать в свой внутренний мир: Петипа взял отпуск по семейным обстоятельствам, постановку передали другому хореографу, а мы лишились потенциального шедевра. Потому что именно в "Щелкунчике" вместо классической "работы по образцу" возобладало чисто модернистское "самовыражение". Все вот эти чайковские специалитеты: неврастения, панические атаки, ужас смерти, тема фатума и все такое. И все это достигает кульминации в самом неподходящем для этого месте: в па-де-де солистов. Когда наступил единственный в этом балете шанс блеснуть техникой — ошеломить зрителей, морально растоптать коллег. Балерина, значит, в диадеме и розовой пачке.

Парень, значит, в трико и парике с буклями. На заднем плане — елка. В дивертисменте — партии Кофе, Чая, Пастилы и "Русский танец", подразумевающий, вероятно, бублики. И тут — Чайковский со своим похоронным венком. Адажио "Щелкунчика" — самая душераздирающая музыка в мировом балете, и удерживает эту вершину вот уже второе столетие. Как из этого всего выкрутиться? Музыковед Асафьев, помнится, довольно хитро написал, что "Щелкунчик" — это, бла-бла-бла, тема взросления — прекрасного детства, в котором уже различим грозный гул будущего. На бумаге это, допустим, складно. Но не на сцене. Все попытки хореографов сочинить "Щелкунчик" — это попытки увязать музыку с ее же либретто. Объяснить, как так: на сцене елка, куклы, Рождество, а музыка надрывается от горя.

В Большом театре идет версия хореографа Юрия Григоровича. Он не стал придумывать концепцию, а просто выгладил, что называется, общий эмоциональный рельеф, превратив его в эдакую "грустную улыбку". А в трагической кульминации вообще убрал всякие танцы. Это самое честное, что можно было сделать в такой ситуации. Но ситуацию не спасает. Это не лечится. Потому что балет есть балет. Балет — царство вечной молодости и красоты. Жизнь прекрасна и вечна. А смерть — просто дырка от бублика.

Источник: Юлия Яковлева, журнал "Афиша".

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Концерт артистов Молодежной оперной программы 22.11.2019 08.12.2019
Жизель (Премьера 2019) 22.11.2019 23.11.2019
Севильский цирюльник 22.11.2019 23.11.2019
Концерт артистов оркестра Большого театра 24.11.2019 03.12.2019
Новый проект Светланы Захаровой 26.11.2019 27.11.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100