Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Щелкунчик в Большом театре: сказка на Рождество

В девятнадцатом веке балетоманы мерились друг с другом так: "Я высидел 160 "Коньков-Горбунков", 92 "Дочери фараона" и 40 "Лебединых озер", к примеру. И я вот подумала, что у меня лично больше всего насмотрено не чего-нибудь, а "Щелкунчиков". Возможно, по факту это и не так, но по ощущениям — точно. Видеть уже не могу! Но не потому, что "Щелкунчиков" под Новый год дает почти каждый театр (по причине того, что в спектакле задействована рождественская елка). И не потому, что почти в каждом "Щелкунчике" девочку, хозяйку Щелкунчика, изображают взрослые тетеньки балерины. Просто меня бесят люди, которые ставят знак равенства между словами "содержание" и "трагическое", даже если этот человек — гениальный композитор Чайковский. Какой чудный балет он испортил своей музыкой!

Как известно, "Щелкунчик" — его второй балет. Второй удавшийся, если точнее: потому что дебютное "Лебединое озеро" было кошмарно, и только тотальная операция, сделанная балетным дирижером Ричардом Дриго уже после смерти композитора, превратила эту кашу в жизнеспособный спектакль. Для работы над "Спящей красавицей" Чайковскому выписали в помощь хореографа Петипа, который бил гения по рукам при каждой попытке нарушить схемы балетных pas d’action; а сами схемы Петипа начертил Чайковскому вплоть до числа тактов.

Но в "Щелкунчике" Чайковскому удалось удрать в свой внутренний мир: Петипа взял отпуск по семейным обстоятельствам, постановку передали другому хореографу, а мы лишились потенциального шедевра. Потому что именно в "Щелкунчике" вместо классической "работы по образцу" возобладало чисто модернистское "самовыражение". Все вот эти чайковские специалитеты: неврастения, панические атаки, ужас смерти, тема фатума и все такое. И все это достигает кульминации в самом неподходящем для этого месте: в па-де-де солистов. Когда наступил единственный в этом балете шанс блеснуть техникой — ошеломить зрителей, морально растоптать коллег. Балерина, значит, в диадеме и розовой пачке.

Парень, значит, в трико и парике с буклями. На заднем плане — елка. В дивертисменте — партии Кофе, Чая, Пастилы и "Русский танец", подразумевающий, вероятно, бублики. И тут — Чайковский со своим похоронным венком. Адажио "Щелкунчика" — самая душераздирающая музыка в мировом балете, и удерживает эту вершину вот уже второе столетие. Как из этого всего выкрутиться? Музыковед Асафьев, помнится, довольно хитро написал, что "Щелкунчик" — это, бла-бла-бла, тема взросления — прекрасного детства, в котором уже различим грозный гул будущего. На бумаге это, допустим, складно. Но не на сцене. Все попытки хореографов сочинить "Щелкунчик" — это попытки увязать музыку с ее же либретто. Объяснить, как так: на сцене елка, куклы, Рождество, а музыка надрывается от горя.

В Большом театре идет версия хореографа Юрия Григоровича. Он не стал придумывать концепцию, а просто выгладил, что называется, общий эмоциональный рельеф, превратив его в эдакую "грустную улыбку". А в трагической кульминации вообще убрал всякие танцы. Это самое честное, что можно было сделать в такой ситуации. Но ситуацию не спасает. Это не лечится. Потому что балет есть балет. Балет — царство вечной молодости и красоты. Жизнь прекрасна и вечна. А смерть — просто дырка от бублика.

Источник: Юлия Яковлева, журнал "Афиша".

Билеты в Большой театр - ближайшие представления:


Один день Ивана Денисовича 22.09.2019 05.12.2019
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 22.09.2019 24.09.2019
Дон Жуан, или Наказанный развратник 26.09.2019 27.09.2019
Дон Жуан 26.09.2019 27.09.2019
Директор театра, Пимпиноне 29.09.2019
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100