Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

И вновь смычок рождает звук

Культура, 13-19 июля 2000 года
Алиса Никольская
                                                                        И вновь смычок рождает звук
"Контрабас" П.Зюскинда. Сатирикон
В качестве героя такой истории можно представить едва ли не каждого из нас. Наверное, нет таких людей, кто ни разу не испытывал бы ненависти к раз и навсегда сложившемуся укладу жизни, не сетовал на несбывшееся, не проклинал судьбу. Но не каждая подобная история стоит того, чтобы выносить ее на всеобщее обозрение. Здесь необходимы перо незаурядного драматурга, голова умного режиссера, психофизика серьезного актера. Такого, как Константин Райкин. Он выбрал для своего юбилейного бенефиса сочиненную немецким писателем Патриком Зюскиндом пьесу-монолог от лица безымянного "служащего Государственного оркестра" под неброским названием "Контрабас".

По огромной сцене-эстраде, заваленной пустыми и полными пивными ящиками (художники Владимир Максимов и Мария Данилова), бродит странный человек в мешковатых штанах, домашних тапочках, с профессорскими очками на носу. Он беспрерывно пьет пиво, и его беспорядочные рассуждения о музыке и о жизни могли бы показаться чудными, а смех - истеричным, если бы не необыкновенная ясность во взгляде и безукоризненно четкие движения в такт музыке. Кажется, что каждую ноту, звучащую в пространстве, он пропускает через себя, и невидимый оркестр играет не в магнитофонной записи, а у него внутри. А как же иначе - ведь он музыкант. Некое приложение к собственному инструменту. О котором ему известно все, и в моменты, когда он, демонстрируя свое умение, самозабвенно пилит по одной струне, кажется, что два организма сливаются в единое целое. И странный, скребущий звук контрабаса вдруг оживает, разрастается, занимая собой все пространство, невольно заставляя съежиться всех вокруг. В том числе и хозяина. Впрочем, нет - настоящий хозяин положения все-таки контрабас. Капризный и нахальный, словно красавица-жена при усталом муже-подкаблучнике. Иначе как объяснить тот факт, что музыкант, рассказывая о своей любви к молодой певице, то и дело украдкой оглядывается на инструмент, зловеще притаившийся за его спиной. С мукой на лице он вслушивается в звучание ее голоса, делает несколько шагов - и его снова подстерегает контрабас, от которого он шарахается почти с ужасом. Даже пытаясь воплотить в жизнь свое желание близости с этой женщиной, он опять же обнимает не ее, а "этот громоздкий деревянный ящик". Ибо вся его жизнь завязана на страшной, изматывающей любви-ненависти к контрабасу. И комок подступает к горлу, когда в момент разрывающего нутро истерического крика музыканта "Я когда-нибудь разобью его!" вспоминаешь, как несколько минут назад он обнимал инструмент, как обнимают самое дорогое в мире существо. Недореализованность в музыке, как для творцов-романтиков из произведений Гофмана, куда страшнее, чем невнимание всех женщин в мире.

Казалось бы, пьеса Патрика Зюскинда не очень подходит для бенефиса. Слишком уж она мрачная, странная, специфическая по языку. Да и моноспектакль на большой сцене Сатирикона - затея весьма рискованная. Однако для самого Константина Райкина "Контрабас" оказался в некотором роде итоговым, поворотным спектаклем, а для ведомого им театра - очень серьезным этапом. В образе безымянного музыканта, кажется, сошлись воедино многие предыдущие крупные роли Райкина: здесь есть переклички и с Гамлетом, и с Сирано де Бержераком, и с Грегором Замзой. Такими разными, но объединенными его незаурядной личностью. А театр Сатирикон, судя по всему, постепенно перестает быть театром чисто развлекательным, делая упор на серьезные спектакли, рассчитанные на зрителей с определенным культурным багажом. Молодая Елена Невежина, поработав над "Контрабасом", подтвердила свою репутацию режиссера интеллектуального, чувствующего и понимающего сложную драматургию. А публика, пришедшая просто посмотреть на любимого и популярного артиста, сможет по-новому взглянуть и на него, и на себя, и на время, в котором нам суждено жить.

Театр Сатирикон - ближайшие представления:


Глупости 30.01.2020 31.01.2020
МОЙ ПАПА - ПИТЕР ПЭН 02.02.2020 15.02.2020
Все оттенки голубого 03.02.2020 29.03.2020
ДОН ЖУАН 04.02.2020 13.02.2020
БЕСПРИДАННИЦА 05.02.2020 19.02.2020
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100