Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Путин рецензирует Райкина

Вечерний клуб, 14 июля 2000 года
Глеб Ситковский
                                 Путин рецензирует Райкина


Юбилей Константина Райкина. «Контрабас», реж. Елена Невежина. «Сатирикон»
Ему 50 лет. В правительственной ложе - президент его страны и мэр его города. Из партера за каждым его движением внимательно следят коллеги - все сплошь знаменитости и таланты. Тишина. Звучит увертюра. Шуберт. И тут среди общего благочиния должен раздаться его душераздирающий вопль: "СА-А-А-А-А-РРА!!!". Это сон смешного человека, играющего на смешном инструменте по кличке "контрабас", а Сарра - имя прекрасной незнакомки, сопрано, в которую он влюблен...

Я намеренно слегка перемешал случай из жизни художественного руководителя театра «Сатирикон» (лауреата Государственной премии, народного артиста России, на днях удостоенного ордена «За заслуги перед Отечеством») и сцену, разыгрывающуюся в воображении одного бездаря и неудачника, служащего государственного оркестра, который до пенсии просидит в оркестровой яме за спинами своих коллег. Перемешал, поскольку Константин Райкин наверняка сам задолго до своего 50-летия потирал руки, представляя, как он срифмует ключевую сцену из пьесы Патрика Зюскинда и чопорную ситуацию юбилея.

Константин Райкин всегда был и будет в своей жизни Первым. Его герой, выходящий на авансцену в дурацкой домашней кофте, мешковатых штанах и очках, - последний. Ничтожество. Маленький человек, который играет на большом контрабасе. Патрик Зюскинд словно специально строит свою пьесу на парадоксе: монолог бездарного музыканта может сыграть только очень талантливый актер - иначе не удержать внимания публики на протяжении двух часов.

«Контрабас» - это, в сущности, пьеса о любовном треугольнике: Он, Она и Оно. Он - всяк человек. Она - прекрасная незнакомка Сарра, чей образ неясен (а может, прекрасная музыка, снисходящая к нам на краткие мгновения?). И, наконец, Оно. Контрабас - инструмент-гермафродит, как о нем говорит персонаж Райкина. Инструмент, серьезный, как смерть. Препятствие, а не инструмент. Инструмент, на который нельзя не наткнуться. Когда люди пытаются заняться любовью, Оно подглядывает за ними, доводя мужчину до импотенции, и при желании «Контрабас» можно трактовать как пьесу о сексуальной и творческой импотенции, об отчаянии Человека-который-не-может.

Маленький человек затерялся в огромном враждебном пространстве. Обложил свой дом звукоизоляционными плитами, обрекая себя тем самым на восхитительную гробовую тишину. Откроешь окно - и в дом ворвется какофония уличного шума. Закроешь - и ты в компании покойных композиторов: Моцарта, Шуберта, Бетховена, Вагнера...

Сразу вспоминаешь про персонажа «Записок из подполья» - любимую роль Константина Райкина, сыгранную им в спектакле Валерия Фокина еще при жизни Аркадия Исааковича. Полгода назад, когда Константин Райкин приезжал к нам в «Вечерний клуб», он с юмором вспоминал, как отец воспринимал эту роль. Тот, привыкший к большим аудиториям, никак не мог свыкнуться с тем, что спектакль сына рассчитан от силы на 100 человек, и спрашивал: «Скажи, пожалуйста, а в Зале Чайковского это нельзя показать? Ну представь себе, ты сидишь в углу...»

Как ни странно, но к своему 50-летнему юбилею Константин Райкин почти выполнил желание отца: он играет камерную пьесу, рассчитанную на маленькую сцену, в огромном зале «Сатирикона». Со времен «Записок из подполья» он сильно вырос, и доказывает, что способен «привлечь к себе любовь пространства».

Райкин вместе с режиссером Еленой Невежиной по-хозяйски подчиняет себе весь сатириконовский объем (в центре которого - конечно, контрабас). А затем как-то по-домашнему, с удобством обживает и пьесу, подстраивая ее под себя. Делает героя старше лет на 15 (у Зюскинда контрабасисту - 35, а на юбилейном спектакле Райкин подмигивал залу: «Летом мне исполняется.... Ну сами знаете...») Придает ему явный еврейский акцент (хотя в пьесе тот - немец), придумывает для него уютное брюшко и обаятельный смешок. Как он умеет быть разным! За эти два часа Райкин успевает побыть противненьким и самодовольным, нежным и романтичным, похотливым и жалким. И в какой-то миг начинаешь верить ему, что если базарным, безобразным голосом выкрикнуть в обстановке всеобщей упорядоченности «СА-А-А-А-А-РРА!!!», то пробьешь к чертовой матери всю звукоизоляцию, а вместе с тем и все стены в мире.

Впрочем, здесь мне уместнее сослаться на мнение простого зрителя - Путина В.В. «Я сын простых родителей», - скромно сказал тот, поднявшись после спектакля на сцену, чтобы выразить артисту признательность за его талант. Спектакль «Контрабас» он отрецензировал так: «Здесь в пьесе говорилось, что контрабас - это инструмент с пробойной силой. А я бы сказал, что сила таланта Константина Аркадьевича - по-настоящему пробойная».

Между прочим, довольно точная по оценке устная рецензия. В течение двух часов Райкин занимался именно тем, что «пробивал» огромное пространство, заполненное нарядными людьми. И пробил. Совершил подвиг, поскольку играть моноспектакль на такой большой сцене и не потеряться - самый настоящий подвиг. И потому, когда президент России стал вручать Райкину орден «За заслуги перед Отечеством», подумалось, что так и надо давать ордена - не за какие-то туманные заслуги, а, как на войне, за конкретную боевую операцию. Совершил подвиг на сцене - и вот уже к тебе спешит Президент, чтобы наградить от имени всего Отечества.

Театр Сатирикон - ближайшие представления:


Глупости 30.01.2020 31.01.2020
МОЙ ПАПА - ПИТЕР ПЭН 02.02.2020 15.02.2020
Все оттенки голубого 03.02.2020 29.03.2020
ДОН ЖУАН 04.02.2020 13.02.2020
БЕСПРИДАННИЦА 05.02.2020 19.02.2020
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100