Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Артур Викторович Ваха

Заслуженный артист России. Родился Артур Викторович 13 января 1964 года в Ленинграде. По отцу у Артура эстонско-немецкие корни. Ваха - эстонская фамилия, в переводе означающая "воск". Однако актер считает, что его "характер не совсем соответствует этому значению". Зато его пластичность и способность к перевоплощениям на сцене и на экране вполне в духе этого мягкого и податливого материала.

В детстве Артур Ваха и не думал о профессии актера, он мечтал стать хирургом. Возможно, именно эта мечта воплощена в образе врача Алексея Суздальцева из сериала "Линии судьбы". И все-таки, как говорит сам Ваха, то, что он станет артистом, было предопределено - ведь он из театральной семьи.

Уже в шестилетнем возрасте Артур впервые вышел на сцену. Его дебютом стала роль Алеши Чешкова в постановке Игоря Владимирова "Человек со стороны". Как раз во время репетиций этого спектакля мама будущего артиста (по первому образованию архитектор - по ее проекту построен один из жилых кварталов Таллинна), окончив театральный институт, проходила практику в Театре Ленсовета. Тогда Владимиров и обратил внимание на сына своей ассистентки. В течение шести лет выходил юный Артур на одну сцену с такими мастерами своего дела, как Алиса Фрейндлих, Леонид Дьячков, Анатолий Равикович. В это же время мальчик пересмотрел в театре массу спектаклей: и детских, и взрослых. Однако ни в театральных кружках, ни в студиях художественного слова наш герой не занимался. Два года, по его словам, он "распиливал бандуру виолончели", но и музыка была забыта.

Тройки в табеле за восьмой класс не позволили ему продолжить учебу в школе, а идти в ПТУ юноша не собирался, поэтому поехал в Горький поступать в театральное училище. Правда, до экзаменов он так и не дошел, а вернулся в родной город и поступил в студию Мюзик-холла, где в ту пору преподавала его мама. Получая в студии профессию артиста разговорного жанра, Ваха экстерном закончил десятилетку и в 1980 году поступил в ЛГИТМиК на курс Владимира Петрова (вместе с ним в группе оказались Александр Лыков и Лариса Гузеева).

Театральная известность пришла к Артуру уже в студенческие годы. В одном из спектаклей курса он играл главную роль - Фанфана-Тюльпана, и многие зрители ходили в Учебный театр именно "на Ваху". Его Фанфан был действительно великолепен! Причем, несмотря на отсутствие опыта, молодой актер сумел избежать подражания знаменитому Жерару Филиппу. И все-таки мне больше дорога работа Вахи в еще одном учебном спектакле "Красное вино победы", где он трогательно и пронзительно исполнил роль молодого шофера Михая, потерявшего на войне обе руки.

В 1984 года Артур Ваха окончил институт и был приглашен в Театр Комедии. Однако сначала ему пришлось отслужить в армии, в танковых войсках. В танк он поместиться, правда, не смог, поэтому служил в ремонтной базе. "Не жалею, что пришлось полтора года оттрубить, - рассказывает Артур. - Время не прошло впустую, армия немножко расшатала нервы, что очень полезно для актера". Сразу же после армии Ваха был принят в штат Театра Комедии.

Первой серьезной ролью в театре для Вахи стал сэр Эгьючик из "Двенадцатой ночи" Шекспира. И опять актер не поддался искушению скопировать рисунок этой хрестоматийной роли с кого-нибудь из своих знаменитых предшественников. Более того, он и сам себя старался не повторять от представления к представлению, добавляя к роли новые краски, оживляя ее яркими импровизациями, выискивая в привычной роли что-то новое и для себя, и для зрителей. "...А так просто выходить на сцену со вчерашним спектаклем неинтересно", - заметил актер в одном из интервью.

Потом в Театре Комедии Ваха переиграл немало значительных ролей. Среди них Тень в спектакле по пьесе Е.Шварца, Клеонт в "Страстях по Мольеру", Алджернон из "Как важно быть серьезным" О.Уайльда. Актер играл в спектаклях "Клавир для начинающих карьеру" по пьесе Салтыкова-Щедрина "Тени", "Виновник торжества" по пьесе Б.Рацера и В.Константинова, "Мой вишневый садик" по пьесе молодого драматурга А.Слаповского. Среди сценических персонажей Артура Вахи особо выделяется колоритный и, безусловно, обаятельный авантюрист-неудачник Аметистов из "Зойкиной квартиры". Недаром в одном из интервью актер отмечает, что именно от этой роли получает наибольшее удовольствие.

Был Ваха занят и в постановках других театров: "Кушать подано!!!" "Приюта комедиантов", "Село Степанчиково и его обитатели" театра "Фарсы", "Таланты и поклонники" АБДТ им. Г.Товстоногова. Сразу в пяти ролях появлялся наш герой в антрепризном спектакле "Смерть Тарелкина". В постановке "Деревенская жена" Артур Викторович выходил на сцену родного театра вместе с дочерью Мэри, пока она не выросла из роли маленького ангелочка. Со своей женой - матерью Мэри - актрисой Театра Комедии Ириной Цветковой Ваха расстался, но дочь не обделена отцовским вниманием. Наверное, поэтому на вопрос, кем она хочет быть, Мэри отвечает: "Как папа".

В 2002 году Ваха уволился, но из театра не ушел, и это, как считает сам актер, не парадокс, просто его отношения с труппой стали другими. Три года Артур Викторович был "свободным художником", а в 2005 году обрел новый дом в Театре Ленсовета, в котором когда-то начинал свою театральную карьеру, а теперь продолжил ее успешным исполнением роли Андрея Бабичева в премьере театра по пьесе Ю.Олеши "Заговор чувств". Эту роль в стильном спектакле М.Бычкова критика считает лучшей работой актера за последние десять лет.
Сейчас из перечисленных театральных работ в репертуаре актера осталась, к сожалению, лишь малая часть. Видимо, слишком много времени занимает кино.


Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100