Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Юрий Петухов

Имя народного артиста России Юрия Петухова, в недавнем прошлом солиста Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, чаще всего ассоциируется в сознании петербургского зрителя с его высоким исполнительским мастерством. Однако с 2001 года Юрий Николаевич Петухов – главный балетмейстер и художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона.
Юрий Николаевич Петухов родился 6 ноября 1953 г. в Свердловске. В 1964 году поступил в Киевское хореографическое училище. В 1966 г. перевелся в Пермское хореографическое училище, где его педагогами были такие мастера классического танца, как Н. Г. Пидемская, Р. Ф. Прыткова, И. А. Шаповалов, М. М. Газиев, Л. В. Асауляк. Уже в период школьного обучения отчетливо проявился артистический дар юноши, благодаря чему он принимал участие в различных балетных фестивалях и конкурсах. В 1972 году Юрий Петухов окончил училище по классу заслуженного деятеля искусств РСФСР Ю. И. Плахта.
В том же году молодого артиста приняли в труппу Пермского Государственного академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В это время пермский театр переживал творческий расцвет: сильный исполнительский состав и приход в театр талантливого балетмейстера Николая Николаевича Боярчикова. Дебютом Юрия Петухова на большой сцене стала партия Франца в балете «Коппелия» на музыку Л. Делиба.
В 1976 г. Юрий Петухов удостоен третьей премии и звания лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве.
В 1977 году за исполнение ведущих партий в спектаклях «Ромео и Джульетта» и «Слуга двух господ» Юрию Петухову присуждена Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки.
В 1978 году за заслуги в области советского хореографического искусства Юрию Петухову присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1979 году Ю. Петухов был приглашен в Ленинград в Малый театр оперы и балета (ныне Государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского – Михайловский театр). Началась эпоха активного творческого сотрудничества с блестящим хореографом Н. Н. Боярчиковым, лауреатом Государственной премии РСФСР, народным артистом РСФСР, который в 1977 г. возглавил труппу Малого театра.
Юрий Петухов – артист уникальный: с одной стороны - он виртуозно владеет техникой классического танца, с другой - необыкновенная пластика, эмоциональность и выразительность сделали его одним из лучших исполнителей современной хореографии. Петухов сумел всесторонне раскрыть свою актерскую индивидуальность. За время работы в Малом театре оперы и балета он воплотил в танце галерею психологически контрастных, эмоциональных образов: пушкинские Самозванец, Герман и Борис Годунов; шекспировские Ромео, Меркуцио, Бенволио, Макбет; гоголевские Хома и Подколесин; гольдониевский Труффальдино; шолоховский Григорий Мелехов; булгаковский Мастер – и это только литературные герои. Не менее внушительно перечисление сольных балетных партий: Зигфрид, Альберт, Принц Щелкунчик, Петр, Базиль, Франц, Дезире, Колен.
С Петуховым любили работать хореографы самых различных направлений: Олег Виноградов, М. Мурдмаа, Леонид Лебедев, Никита Долгушин. Но, пожалуй, его главным творческим единомышленником оставался Николай Боярчиков.
Такое сотрудничество заразительно, отчасти оно побудило артиста обратиться к балетмейстерской деятельности.
В 1982 году Юрий Петухов поступил на балетмейстерское отделение Ленинградской Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которое окончил в 1989 г. В его арсенале много ярких балетмейстерских работ : «Скрипка и немножко нервно», «Блокада», «Летят журавли» (постановка к 40-летию Великой победы, 1985 г.), «Дон Кихот» (возобновление спектакля в театре «Эстония», г. Таллинн, 1987 г.), «Золушка», «Щелкунчик» (оба поставлены в Японии, г. Токио), «Кармен» (Испания, г. Валенсия), «Белый рыцарь» на музыку Э. Мила (1994 г.), «Картина» (1997 г.)
В 1992 г. на II Международном конкурсе балета «Майя» в Санкт-Петербурге Ю. Н. Петухов получил первую премию за лучшую хореографию, а также занял третье место на Всероссийском конкурсе в Москве.
В 1996 году за большой вклад в развитие отечественного балета Ю. Н. Петухов по праву удостоен второго почетного звания – «Народный артист России».
Возглавив театр в 2001 году, Юрий Николаевич Петухов отчетливо сознавал, что получил в свои руки сложившийся коллектив с устойчивыми традициями, свято хранящий наследие Л. В. Якобсона. Но в то же время есть и другое понимание - только за счет сохранения старого современный театр эффективно работать не может, Юрий Петухов принялся за поиск новых путей развития.
В январе 2002 г. подарком к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга стала премьера балета «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского, где действие происходит в Северной Пальмире. В течение 2002 года появились также одноактный балет «Итальянское каприччио» на музыку П. И. Чайковского и миниатюра «Танец с саблями» на музыку А. И. Хачатуряна.
Новаторским переосмыслением хорошо известного сюжета стал балет на музыку Ж. Бизе «Дон Хосе. Страсти по Кармен», в котором главный герой не роковая цыганка, а влюбленный в нее юноша Хосе. Премьера спектакля состоялась в августе 2003 года. В новой постановке все необычно: аранжировка музыки композитором Игорем Пономаренко - руководителем ансамбля «Ма.Гр.Иг.Ал.», костюмы-трансформеры Яниса Чамалиди, звуковое оформление с использованием голосовых и шумовых эффектов.
«Ромео и Джульетта» - премьера сезона 2004-2005 гг., стала главной его сенсацией. В этом балете хореограф напоминает нам о хрупкости жизни, о всевластности судьбы и о беззащитности любви перед человеческой жестокостью. «Родился новый балетмейстер», - так отозвались критики о новой постановке Юрия Петухова.

Как любой талантливый человек, Юрий Петухов полон творческих планов. Сейчас балетмейстер работает над спектаклем по мотивам произведений Сергея Есенина «Жизнь моя приснилась мне…». Осенью 2005 года состоится премьера обновленного «Лебединого озера». Готовятся гастрольные поездки в Японию, Нидерланды, США.
Искать новые формы, не бояться идти против течения, не ища в творчестве легких путей, – таков девиз Юрия Петухова. Ему удалось сформулировать такую концепцию развития, которая не ущемляла бы ни одно из ныне существующих направлений: сочетание уникального наследия Л. В. Якобсона, шедевров мирового классического балета, произведений современных авторов. Залогом успеха и процветания театра художественный руководитель считает высокий профессионализм и беззаветное служение балетному искусству, которому он предан уже много лет.
Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100