Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Жанна Богородицкая

ЖАННА БОГОРОДИЦКАЯ – прима–балерина театра Кремлёвский балет, заслуженная артистка России.

Лауреат (II премия и серебряная медаль) Всероссийского конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь, 1994). В 1987 году окончила Московское государственное хореографическое училище (класс Е.Л. Рябинкиной). С 1990 года – солистка театра «Кремлёвский балет», где она создала образы: Людмилы («Руслан и Людмила»), Мари («Щелкунчик»), Китри, Мерседес («Дон Кихот»), Жозефины («Наполеон Бонапарт»), Афродиты («Зевс»), Одетты-Одиллии («Лебединое озеро»), Марии («Привал кавалерии»), Сванильды («Коппелия»), Екатерины Десницкой («Катя и принц Сиама»), Золушки («Золушка»), Жизели («Жизель»), Авроры, Феи Сирени («Спящая красавица»), Эсмеральды («Эсмеральда»). В репертуаре Богородицкой так же партия Никии в балете «Баядерка». В её активе значительный концертный репертуар. Жанна Богородицкая технически сильная балерина, обладающая драматическим дарованием. Одухотворённый танец артистки всегда привлекает внимание как благожелательно настроенных зрителей, так и строгих в своих оценках критиков. Богородицкая постоянно участвует в гастролях театра за рубежом и по России. Педагог – репетитор балерины Екатерина Максимова.

Имя балерины Жанны Богородицкой широко известно театральной публике России и зарубежья. Эта артистка сегодня является одной из ярких звёзд балетной сцены Москвы. Активная творческая жизнь Жанны тесно связана с театром «Кремлёвский балет», танцевальным коллективом, в котором она работает со дня его основания, вот уже девятнадцатый сезон. Биография балерины складывалась порой не совсем благополучно. Но Богородицкой всегда хватало стойкости и мужества преодолевать даже самые тяжёлые испытания в избранной ею профессии. А балет для Жанны всегда был любимой профессией, делом всей её жизни.

Жанна Богородицкая родилась в далёком сибирском городе Якутске. Будущая балерина росла творчески активным ребёнком. Перед домашними она с большим выражением декламировала наизусть заученные стихи, рядилась в разнообразные костюмы, по детски наивно представляя себя какой-либо сказочной героиней, а также очень много танцевала. На семейных торжествах Жанна увлекала родителей и всех пришедших в дом гостей во всевозможные, придуманные ею забавные и весёлые игры. Таким детским инициативам маленькой артистки все подчинялись с большим удовольствием.

Будучи ребёнком, о балете Жанна даже и не мечтала, но когда в Якутск приехала комиссия из Улан-Удэ по отбору талантливых детей для обучения хореографии, определённо захотела попробовать поступить в балетный класс с тем, чтобы стать самой настоящей балериной. В куда менее далекий, чем Москва забайкальский город Улан-Удэ Жанна не поехала покорять вершины хореографического искусства. Её мама Иветта Алексеевна решила, что дочери надо обязательно дать возможность попробовать поступить в столичную балетную школу. Приехав в Москву в самый разгар лета, будущая балерина и её мама никак не думали, что основной набор детей в хореографическое училище уже завершён. Такого развития обстоятельств они, конечно же, не ожидали, но и на расстройства по этому поводу долго времени не тратили. В Московское хореографическое училище, в августе месяце, должен был состояться дополнительный набор учащихся. И как раз к этому набору Жанна начала активную подготовку. Девочка поступила в училище, с успехом преодолев не простые вступительные экзамены. Своего жилья в Москве у семьи Жанны не было, собственно по этому её и определили в интернат при балетной школе. Занималась она усердно, внимательно и целеустремлённо. Всегда была требовательна к себе и старалась не подводить своих учителей. В младших и средних классах Жанна училась у известных московских педагогов Людмилы Борисовны Лавровой и Ирины Юрьевны Сыровой, а в старших у замечательной балерины, солистки Большого театра Елены Львовны Рябинкиной, которая была и остаётся сегодня высокопрофессиональным, справедливым в своих оценках педагогом, человеком образованным и истинно интеллигентным. У Рябинкиной Жанна была одной из лучших учениц. Так большое адажио, один из важных элементов женского танцевального класса, Елена Львовна на выпускном экзамене постаралась выстроить с учётом пластической индивидуальности Богородицкой, с её, несомненно, яркими и выразительными данными. А к ответственному концерту выпускников училища Жанна вместе со своим педагогом подготовила па де де из балета Людвига Минкуса «Корсар», в котором смогла показаться как талантливая и весьма перспективная солистка балета. «Головкина не хотела выпускать меня в столь ответственном и сложном па де де из «Корсара» – вспоминает балерина – но Рябинкина настояла на том, чтобы я его исполняла. Она сказала мне: «Может быть в дальнейшем, в театре, тебе больше никогда в жизни не представится возможность станцевать классический дуэт. Ты просто должна выйти на выпускном в «Корсаре». У тебя всё обязательно получится». По окончании хореографической школы Жанна поступает в балетную труппу Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко, куда её определяют на положение артистки кордебалета. На протяжении трёх лет Богородицкой практически не давали танцевать в Музыкальном театре и её карьера балерины, фактически не начавшись, заходит в тупик. «Выхода из такой ситуации профессионального бездействия я для себя не находила – вспоминает балерина об этом времени, – моё состояние было на грани отчаяния». Именно в этот трудный и весьма не стабильный момент жизни Богородицкой приходит на помощь тот самый счастливый случай, который, как известно, играет не маловажную роль в судьбе каждого актёра. Жанна увидела в газете объявление о наборе артистов балета в новую труппу. Её организовывал известный артист и балетмейстер Большого театра Андрей Борисович Петров. Не долго размышляя, молодая, способная, но не востребованная в родном театре танцовщица решает поступать в труппу к Петрову. Пройдя конкурс, Богородицкая становится артисткой театра, впоследствии известного в России и за границей как «Кремлёвский балет». Расставаться же с Музыкальным театром Жанне было не легко. Много несбывшихся надежд она связывала с ним, но простаивать «у воды» всю свою танцевальную карьеру Богородицкая никак не собиралась. Не в её характере было бездействовать и ждать годами заслуженных ролей. Поэтому решение перейти в новый коллектив у неё было и определённым, и осознанным. Таким образом, у Жанны появлялся шанс одновременно начать и продолжить танцевать.

В театре у Петрова Жанна словно обрела крылья. Ей начали доверять ответственные партии в балетах. С ней репетировала Алевтина Александровна Корзенкова, в прошлом одна из самых ярких балерин советской сцены, выпускница Ленинградского хореографического училища. Богородицкая, уже как артистка балета Кремля, поехала на танцевальный конкурс «Арабеск» в город Пермь, где стала серебряным лауреатом. Солировала же балерина впервые в партии Зимы в балете «Золушка», поставленном на сцене Государственного Кремлевского дворца Владимиром Васильевым. А выучить и отрепетировать эту довольно ответственную роль с Жанной взялась Екатерина Максимова, блистательная балерина и актриса Большого театра. С этого момента началось тесное сотрудничество двух творчески одарённых личностей. По сей день Максимова постоянно репетирует с Богородицкой, создаёт с ней от начала до конца практически все партии классического и современного репертуара. Екатерина Сергеевна внимательна и требовательна к своей ученице. Сценические удачи и успехи Богородицкой во многом зависят от каждодневной работы с Максимовой в балетном классе. «Для меня Максимова остаётся непререкаемым авторитетом – говорит Жанна – её человеческие и профессиональные качества я никогда не подвергала сомнениям. Да, у нас с Екатериной Сергеевной возникали моменты неразрешённых споров в совместной работе, но потом, со временем, мы обязательно находили взаимопонимание и все проблемы сами собой исчезали». У Максимовой и Богородицкой, по сути дела, возник тот контакт, который в идеале был бы необходим многим педагогам и их воспитанницам.

Своими любимыми партиями Богородицкая считает Людмилу из балета Андрея Петрова «Руслан и Людмила» и Китри из балета «Дон Кихот» в постановке Владимира Васильева. Артистке близки эти роли, прежде всего, открытым, жизнеутверждающим характером и озорной, радушной танцевальностью. Казалось бы совершенно разные две героини – Людмила из русской поэмы Александра Сергеевича Пушкина и испанская Китри Сервантеса. Что может быть общего между ними? Однако Жанна находит в них схожие черты в хореографическом воплощении, предоставляя активному, раздольному танцу владеть зрительской аудиторией, не забывая о разности русского и испанского национального колорита. «Людмила и Китри – мои любимые роли – говорит в одном из своих интервью Богородицкая. Эти героини весёлые и оптимистичные. Они должны танцевать живо, смело, уверенно, порой темпераментно. И такие качества в них меня, как человека и балерину, привлекают куда более чем, скажем, страдания беспомощной девушки – птицы Одетты из «Лебединого озера» или болезненная хрупкость Жизели. Я не хочу сказать, что не принимаю роли из романтических балетов. Не об этом речь. Чувствовать пульс жизни, ценить великолепие разнообразного мира – это мои ощущения во время танца. И балетным героиням, которые испытывают подобные ощущения, я отдаю своё явное предпочтение».

О Богородицкой, несомненно, можно говорить как о выразительной и высокотехничной балерине, наследующей лучшие традиции школы русского классического танца. Она настоящая актриса в каждой своей роли. На сцене Жанна всегда максимально собранна. Танцевать бессмысленно она просто не в состоянии. Создать образ балетной героини, подчиниться «сквозному действию», пропустить через себя хореографию, заданную балетмейстером – наипервейшие художественные задачи Богородицкой. Постоянная, неуёмная требовательность к себе в репетиционном зале позволяет ей находиться в состоянии творческого самоконтроля и, следовательно, приводит к лучшему результату на сцене. Жанна – балерина, которая обладает не только хорошими профессиональными данными, но и стабильностью исполнения различных партий своего репертуара. А он у неё весьма представительный. Сегодня на сцене Государственного Кремлевского дворца, на других сценах по России и за рубежом она танцует Одетту – Одиллию, Жизель, Никию, Фею Сирени, Аврору, Мари, Медору, Китри, Золушку. В репертуаре Богородицкой партии из балетов художественного руководителя «Кремлёвского балета» Андрея Петрова. Это Людмила из «Руслана и Людмилы» Глинки–Агафонникова, Жозефина из «Наполеона Бонапарта» Хренникова, Сванильда из «Коппелии» Делиба, Екатерина Десницкая из «Кати и принца Сиама» Овсянникова. В них артистка смогла наиболее ярко проявить свой драматический талант. Ведь Петров, как это хорошо известно, в каждом из своих творений использует наиболее выразительные пластические средства для передачи чувств и переживаний избранных им героев. Он также является и тем хореографом, который постоянно убеждает зрителя в том, что классический танец не исчерпал свой богатый потенциал хореографической мысли. На спектаклях Петрова Богородицкая имела возможность расти и развиваться как исполнительница современного балетного искусства. В лице Андрея Борисовича Жанна обрела, во многом, своего создателя и, образно выражаясь, скульптора и творца. Так роль Жозефины, возлюбленной могущественного корсиканца, Петров создавал одиннадцать лет назад специально на Богородицкую, тогда ещё юную исполнительницу, притом, что у него возникал вполне понятный соблазн поставить на это место более опытную артистку. Жанна до сих пор танцует с большим успехом Жозефину, находя новые краски в этом танцевальном образе, и до сегодняшнего времени Жозефина одна из самых ярких её актёрских работ.

С большим сожалением Жанна говорит о не состоявшейся для неё партии Джульетты в балете Юрия Григоровича «Ромео и Джульетта»: «Мне кажется, что я смогла бы рассказать свою историю великой любви и рокового непримирения. Думаю, что моя попытка станцевать Джульетту, была бы не совсем безуспешной». Но, пока что, ей так и не представилась возможность создать образ шекспировской героини на балетной сцене. Остаётся только надеяться, что в будущем зрители обязательно увидят танцующую Джульетту Богородицкой.

Последнее время постоянным партнёром балерины выступает Айдар Шайдуллин, опытный и весьма одарённый танцовщик, в репертуаре которого такие разноплановые партии как Зигфрид из «Лебединого озера» и Тибальд в балете «Ромео и Джульетта», Дезире из «Спящей красавицы» и Курбский в балете «Иван Грозный». С Айдаром у Жанны уже состоявшийся, проверенный временем, надёжный дуэт на сцене. Не редко на гастролях балерина танцует с одним из самых выразительных танцовщиков нашего времени Айдаром Ахметовым. На последнем фестивале в честь Екатерины Максимовой, прошедшем в Челябинске, Жанна с Айдаром имели оглушительный успех в балете «Дон Кихот». Им пришлось даже бисировать свой финальный выход, что случается не так часто в театре в последнее время.

Богородицкая окончила Московский хореографический институт по классу известного педагога, ныне проректора Московской академии хореографии по науке Людмилы Алексеевны Коленченко. Полученные знания в области методики классического танца помогают балерине более внимательно и ответственно относиться к танцу, сознательно и вдумчиво выполнять технический и эмоциональный рисунок своих партий.

Впереди у Жанны Богородицкой новые, интересные, творческие работы. Великолепная форма танцовщицы позволяет ей на самом высоком уровне вести спектакли репертуара «Кремлёвского балета» и участвовать как приглашённая солистка в балетах ведущих театров России и ближнего зарубежья. Уфа, Якутск, Астана, Самара, Донецк – это далеко не полный список городов, в которых Богородицкая выступала только за последнее время. Жанна сегодня является классической балериной сохранившей высокую культуру танца. Её трепетное и возвышенное отношение к искусству балета достойно уважения. Думается, что стабильное будущее отечественной хореографии именно за такими артистками как она.


Володченков Роман

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100