Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

Джордж Баланчин

Джордж Баланчи́н (англ. George Balanchine; имя при рождении — Георгий Мелитонович Баланчивадзе — груз. გიორგი მელიტონის ძე ბალანჩივაძე; 10 (22) января 1904, Санкт-Петербург — 30 апреля 1983, Нью-Йорк) — хореограф грузинского происхождения, положивший начало американскому балету и современному балетному искусству в целом.

Георгий Баланчивадзе родился в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе (1862—1937), одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Младший брат Георгия, Андриа, также стал впоследствии известным композитором. Мать Георгия привила ему любовь к искусству, и в частности, к балету.

В 1913 году Баланчивадзе был зачислен в балетную школу при Мариинском театре, где учился у Павла Гердта и Самуила Андрианова. После Октябрьской революции школа была распущена, и ему пришлось зарабатывать на жизнь тапёрством. Вскоре школу вновь открыли (её финансирование, тем не менее, было значительно урезано), и в 1921, окончив её, Баланчивадзе поступил в балетный класс Петроградской консерватории, где изучал также игру на фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию и композицию, и был принят в кордебалет Государственного театра оперы и балета. В 1922 он женился на пятнадцатилетней танцовщице Тамаре Гева, через год окончил консерваторию.

Во время поездки на гастроли в Германию в 1924 Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками решил остаться в Европе и вскоре оказался в Париже, где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете. По совету Дягилева танцор адаптировал своё имя на западный манер — Джордж Баланчин.

Вскоре Баланчин стал балетмейстером Русского балета, и в течение 1924—1929 годов (до кончины Дягилева) поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Серьёзная травма колена не позволила ему продолжать карьеру танцовщика, и он полностью переключился на хореографию.

После смерти Дягилева Русский балет начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером. Вернувшись на некоторое время в Новый Русский балет, который обосновался в Монте-Карло, и поставив несколько номеров для Тамары Тумановой, Баланчин вскоре вновь ушёл из него, решив организовать собственную труппу — «Les Ballets 1933». Труппа просуществовала лишь несколько месяцев, но за это время было осуществлено несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. После одного из этих представлений известный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Баланчину перебраться в США и там основать балетную труппу. Хореограф согласился, и в октябре 1933 года он переехал в США.

Первым проектом Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга 2 января 1934 Школа Американского балета приняла первых учеников. Через год Баланчин основывает профессиональную труппу — «Американский балет», который танцевал сначала в Метрополитен-опера, затем гастролировал как самостоятельный коллектив, а в середине 1940-х распался.

Новая труппа Баланчина — «Балетное общество» — была создана вновь при щедрой поддержке Кирстайна. В 1948 году Баланчину поступает приглашение руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» становится Нью-Йоркским городским балетом.

В 1950-е — 1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых — «Щелкунчик» Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

С конца 1970-х у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба. Он умер в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке.

 

Статья: Благословение Джорджа Баланчина




В прошлом году весь мир отмечал столетие великого хореографа Джорджа Баланчина. Тбилисский оперный также откликнулся на это событие постановкой его балетов – «Серенада» (музыка Петра Чайковского), «Аполлон Мусагет» (Игорь Стравинский) и «Симфонический вестерн» (Перши Кей). Постановщики-хореографы – Барт Кук и Мария Калегари.

Грузин по рождению, петербуржец по воспитанию и американец по месту жительства Джордж Баланчин трижды менял имя. В Петербурге его называли Георгием Баланчивадзе, в Париже, где он четыре года руководил «Русским балетом» Сержа Дягилева, Баланчином, а в США он стал мистером Би.

Джордж Баланчин поставил 425 балетов: для сравнения – Ролан Пети, считая себя плодовитее Пикассо, подарил миру всего 150. Но публике известна лишь ничтожная часть наследия мистера Би.

Недавно в Тбилисском театре оперы и балета имени З. Палиашвили танцевала «драгоценность» Мариинки Ирма Ниорадзе в премьере «Сапфиры», посвященной Джорджу Баланчину.

Как известно, в 1967 году хореограф показал свои «Драгоценности» – балет, в котором он воспевает три школы – три страны, его воспитавшие: Францию («Изумруды»), Америку («Рубины») и Россию («Бриллианты»). В первой части использована музыка французского композитора Форе из спектаклей «Пеллиас и Мелизанда» и «Шейлою», во второй – «Каприччио» Игоря Стравинского, в третьей – одна из частей Третьей симфонии Петра Чайковского.

Как гласит предание, толчком к созданию этого балета послужило посещение Баланчиным магазина ювелирной фирмы «Ван Клеф и Арпель». «Я люблю драгоценности, я ведь грузин по национальности, выросший в Петербурге. Обе страны – и Россия, и Грузия – понимают толк в драгоценностях. Будь у меня достаточно денег, всего бы покрыл себя драгоценностями», – говорил хореограф. Говорили, что многие покидали знаменитый магазин, опустошив свои кошельки. А Баланчин, так ничего и не купив, вынес из него свои «Драгоценности».

Именно эта история легла в основу балета «Сапфиры» в хореографии Георгия Алексидзе и Егора Дружинина. Использована музыка Феликса Мендельсона и Дато Евгенидзе. Автор идеи и продюсер – Гоча Чхаидзе.

В образе Баланчина предстал блистательный Михаил Лавровский, его музы – Ирма Ниорадзе. Хореограф приходит в ювелирный магазин и как загипнотизированный смотрит на камень за стеклом…

– Мне хотелось посвятить Баланчину что-то особенное, что тронуло бы сердце публики, – призналась Ирма Ниорадзе. – И я обратилась к идее самого хореографа. Он мечтал создать вариации на тему сапфиров – после «Изумрудов», «Рубинов» и «Бриллиантов». Так появились наши «Сапфиры». Замечательный момент – я как в кокон замотана в красивый материал зеленовато-голубого цвета, и Лавровский – Баланчин раскручивает, разматывает меня. Это акт творения. Говорят, чем больше в камень вложено души ювелира, тем он прекраснее. Так и в балете – рука создателя танца доводит его до совершенства.

Балет подарил наслаждение не только великолепной хореографией, безупречным мастерством артистов , но и фантастическими костюмами (Александр Васильев) и сценографией (Анатолий Нежный). Они тоже рождали ассоциации с блеском, сиянием драгоценных камней – сапфиров. Завораживали, увлекали в мир прекрасного…

Дата публикации на сайте: 06.07.2005.

 

Спектакль Серенада

В Большом театре появится еще один балет Баланчина
Спектаклем «Серенада» на музыку Чайковского пополнится список балетов Джорджа Баланчина в афише Большого театра. Премьера одноактного балета состоится в феврале в рамках вечера американской хореографии. Репетиции с труппой проводит Сьюзен Шорер – бывшая балерина «Нью-Йорк Сити балле», ныне педагог этой компании. 

28.01.2007

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100