Билеты в театр, на концерт, шоу, в цирк — заказ и доставка билетов в Москве: +7 (495) 509-31-77
+7 (495) 509-31-77

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЬИ (Часть 2)

Ранее: Часть 1

Викторина Кригер завершает яркую галерею представителей славной артистической династии.
Дед по линии матери — Нил Иванович Богдановский, по сцене Мерянский,— был крупнейшим артистом драмы и видным театральным деятелем в последней четверти прошлого века. Наряду с многолетней артистической деятельностью он всю жизнь занимался журналистикой и впоследствии издавал в Новгороде прогрессивную для своего времени газету «Волховский листок». Его перу принадлежало множество очерков и статей, выделявшихся остротой и едкой сатирой.
Среди его работ наибольшей популярностью пользовались брошюры «Сцена — мой крест», «Нилова пустынь» и особенно «Облава на Авву», в которой с большим мастерством были выведены монастырские нравы и «житие» служителей церкви. Интересно отметить, что весь тираж его книги «Облава на Авву» по распоряжению градоправителей Новгорода подвергся публичному сожжению.
Бабушка — Елизавета Васильевна Мерянская, — известная драматическая артистка, с успехом выступала в крупнейших театрах дореволюционной России.
Отец Викторины Кригер — заслуженный артист РСФСР Владимир Александрович Кригер — в течение сорока двух лет был широко известен всей театральной России. В апреле 1890 года он окончил частную театральную школу П. М. Невежина и сразу начал свою актерскую деятельность на ролях «простаков с пением». Он работал в лучших провинциальных драматических труппах того времени вместе с М. Г. Савиной, Н. Н. Собольщиковым-Самариным, В. П. Далматовым и другими знаменитыми артистами.
Несколько летних сезонов В. А. Кригер выступал в опереттах (в том числе и в московской) вместе с лучшими мастерами этого жанра. Однако его стихией был драматический театр, и с 1902 года он в течение тридцати лет работал в театре Ф. А. Корша в Москве, который пользовался большой известностью. Владимир Александрович завоевал горячие симпатии зрителей и зарекомендовал себя не только великолепным исполнителем характерных ролей, которых он переиграл в этом театре более тысячи, но и хорошим режиссером, успешно осуществившим ряд интересных постановок.
Обладая серьезной культурой и прекрасным вкусом, В. А. Кригер создал целый ряд убедительных и правдивых образов, среди которых Митрофанушка в «Недоросле» Фонвизина, Мурзавецкий в пьесе Островского «Волки и овцы», Скапен в «Проделках Скапена» Мольера, Щеткин в «Детях Ванюшина» Найденова, Репетилов в «Горе от ума» Грибоедова, Кудряш в «Грозе» Островского, дьячок Живуля в «Каширской старине» Аверкиева и много других.
В 20—30-е годы В. А. Кригер, уже заслуженный артист республики, наряду с работой в театре с успехом снимался в кинофильмах «Банда батьки Кныша», «Крест и маузер», «Декабристы», «Абрек-Заур», «Сигнал» и во многих других. Как в театре, так и в кино все исполняемые им роли были филигранно отточенными, отличались продуманностью и искренностью. Присущий его творчеству необыкновенный оптимизм, зажигавший жизнерадостностью и темпераментом аудиторию, давал ему возможность успешно выступать и на концертной эстраде. В советские годы он дал более тысячи концертов на сценах рабочих и сельских клубов, в красноармейских частях. Мастер слова, он пропагандировал лучшие произведения русской классики, замечательно исполнял скетчи, сатирические куплеты, песенки и монологи.
Много сил и времени уделял В. А. Кригер литературной Деятельности. Он умер в 1932 году, оставив немало интересных статей и брошюр по различным вопросам искусства. Самой ценной нам представляется его рукопись «Актерская громада». В ней охвачен широкий круг тем и образов. С глубокой, покоряющей правдой и большим художественным мастерством изображены в ней жизнь актеров в дореволюционное время, быт и нравы антрепренеров, уровень художественных вкусов различных слоев общества.
Мать балерины, Надежда Ниловна Кригер-Богдановская, была талантливой драматической актрисой крупных театров России. Ее партнерами часто выступали такие выдающиеся мастера, как братья Роберт и Рафаил Адельгеймы, Виктор Петипа, Павел Орленев и другие. Дарование Надежды Ниловны полностью раскрывалось в амплуа героинь как русского, так и западного репертуара (она играла Катерину в «Грозе» Островского, Софью в «Горе от ума» Грибоедова, Марьицу в «Каширской старине» Аверкиева, Аксюшу в «Лесе» Островского, Марию Стюарт в трагедии Ф. Шиллера и др.).
Еще на заре своей артистической деятельности Надежда Ниловна увлекалась искусством художественного чтения. В этом жанре проявился ее талант своеобразной истолковательницы творчества не только классиков — Пушкина, Лермонтова, Блока, но и современных советских авторов — Горького, Есенина, Маяковского, Веры Инбер. С большим мастерством читала она произведения Маяковского. Патриотизм, громадная сила правды стихов поэта отлично звучали в ее исполнении. Вместе со своим мужем В. А. Кригером Надежда Ниловна выступала в сотнях концертов. В годы Великой Отечественной войны она вела большую шефскую работу.
Н. Н. Кригер-Богдановская — автор многих детских пьес на сказочные сюжеты. Ее перу принадлежит свыше двадцати пьес, которые ставились во многих театрах России, а в Москве — в театре Ф. А. Корша. Это были «Чудесный талисман», «Приключения королевича Ладо и его верного слуги шута Барбо», «Мороз, Красный нос», «Царство кукол», «Похождения Тика и Така», «Сказка о княжне Недоле и гусляре славном Будимире», «Волшебный клад», «Ночь волшебных сновидении» и другие феерии, бессменно дававшиеся на детских утренних спектаклях. Для взрослых ею были созданы пьесы «Бой за идеалы», «Квартира в стиле модерн», «Охотники» и др.
Сестра Надежды Ниловны, Мария Ниловна Мерянская, родная тетка балерины, в течение пятидесяти лет неутомимо трудилась на театральной сцене, являясь одной из ведущих артисток Русского драматического театра в городе Кохтла-Ярве (Эстонская ССР). До сих пор она не оставила своего любимого дела, руководя кружками художественной самодеятельности.
Не преувеличивая, можно сказать, что все «генеалогическое древо» семьи Кригер было в подлинном смысле слова актерское. Почти все члены этой Славной семьи были работниками искусства. С самого раннего детства девочку окружали талантливые люди — литераторы, драматурги, актеры, музыканты, и это, несомненно, повлияло на формирование вкусов
и интересов будущей балерины.
* * *
Родилась Викторина Кригер в столице России — Петербурге. В ту пору ее родители работали в драматической труппе Василеостровского народного театра.
Нелегка была жизнь русского актера в прошлом. Даже самым талантливым из них приходилось вести кочевой образ жизни. Зимний театральный сезон обычно заканчивался ранней весной, и театры прекращали свою деятельность. Начинался сорокадневный великий пост, когда, по религиозным законам, запрещались зрелища. Для артистов наступала пора поисков очередной работы, нового контракта (ведь антрепренеры каждый год меняли состав трупп). Тяжелым обстоятельством для актеров того времени было обязательное наличие «богатого» театрального гардероба. Это играло немаловажную роль при приеме на работу, так как далеко не все хозяева имели возможность обеспечить актеров костюмами. Эти и многие другие очень трудные стороны актерского быта, которые сегодня кажутся для нашей артистической молодежи маловероятными и даже дикими, в ту пору были обычными для каждого актера.
Когда маленькой Викторине исполнилось три года, начались «странствия» родителей с девочкой по городам России. Все их так называемое «имущество» состояло из корзины с театральным гардеробом, которая в дороге служила ребенку кроваткой. Так и ездили они из года в год по «градам и весям» обширной Российской империи: отец, мать и дочь — будущая знаменитая балерина.
Долгие годы Викторина знала только дом и театр. Лучшими друзьями ее были отец и мать, которые весь свой досуг посвящали воспитанию дочери.
Родители придумывали всяческие способы оживления занятий школьными предметами, сочиняя песенки и стишки. Даже таблица умножения распевалась на мотив польки под аккомпанемент рояля или гитары. Столицы разных государств перечислялись в темпе вальса, а слова с буквой ять (бег, беда, бедный, победа) — в вихревом темпе галопа. Занятия эти были интересны и увлекательны.
Все это развивало у девочки острое чувство ритма, слух и музыкальность. Родители, много занимаясь ее духовным развитием, уделяли также большое внимание и физической закалке ее организма, хотя тогда у них еще и мысли не было об определении своей маленькой дочери в балетную школу.
Находясь все время в кругу людей, живших театром, Викторина, еще не понимая многого, по-детски жадно прислушивалась к беседам об искусстве, драматургии и литературе. Ум ребенка впитывал все яркое и интересное. Она и сама пробовала «сочинять» — придумывала пьески, сказки, в которых реальные события приукрашивались детской фантазией. Как правило, эти пьески разыгрывались ее подругами под суфлерство «автора». Все это, конечно, было наивно, но девочка этим жила и «болела».
Большим, хотя и редким удовольствием было для нее сопровождение родителей на репетицию. В тот день ей разрешалось приготовлять костюмы к предстоящему спектаклю, и она никогда не ошибалась в выборе костюмов, нужных для той или иной пьесы, удивляя всех своей осведомленностью.
Еще в раннем возрасте, привыкнув к переездам, Викторина настолько полюбила их, что ее самой лучшей забавой стала игра «в поезд», где роль вагона выполняла та же корзина с театральными костюмами. В своей фантазии девочка мчалась мимо городов и станций и обязательно приезжала в Великий Новгород, к дедушке и бабушке.
И действительно, на время великого поста вся семья приезжала отдыхать в гостеприимный, окруженный вековыми дубами деревянный дом дедушки. Отец и мать Викторины, отдохнув в течение сорока дней, уезжали в какой-нибудь театр на летний сезон, а девочка оставалась с дедушкой и бабушкой на все лето. Она особенно хорошо чувствовала себя в Новгороде.
Изумителен по красоте древний Новгород, с его преданиями поэтическими легендами и героической былью. Широк седой Волхов, с его красивыми берегами, разделяющий город на две «стороны»: Софийскую — окруженную стенами и башнями Детинца (кремля), с монументальным Софийским собором — шедевром архитектурного искусства XI века, и Торговую — с гостиными дворами, церковью Ивана на Опоках, Ярославовым двором и местом вечевых сходок. Все это чудесные памятники искусства феодального Новгорода. Куда ни кинь, взор, всюду сказочная красота Древней Руси.
И не мудрено, что сами новгородцы воспевали красоту своего города в былинах, а великий русский композитор, прославленный художник «звукописи» Н. А. Римский-Корсаков, написал с огромной любовью и большой художественной силой о богатом купеческом Новгороде и его водной стихии прекрасную музыку — оперу-былину «Садко».
С малых лет все в этом городе было Викторине знакомым, родным и в то же время сказочно-заманчивым. Волхов с Ильмень-озером вызывал в пылком детском воображении таинственные картины: пристань, корабли Садко, их погружение на дно морское, во владения подводного царства, и морскую царевну, превратившуюся в реку. Вечером казалось — вот-вот из тумана над озером появится Садко — богатый гость, заиграет на гуслях «звончатых» и поведет рассказ о древнем Новгороде, о путешествиях новгородцев за сине море, в далекие, чудесные страны.
С замиранием сердца слушала Викторина рассказы степенных новгородцев о буйном, пирующем Новгороде, о чванливых «настоятелях», о скоморохах, каликах перехожих, гуслярах, наконец, предания о гордой новгородской вольнице, вечевом колоколе, о жестокостях царя Ивана Васильевича Грозного, без-жалостно расправившегося с непокорной «молодшей братией» — вольными новгородцами.
Стройные, величественные архитектурные ансамбли города навсегда оставили в ее памяти неизгладимое впечатление.

Все это развивало у девочки чувство тонкого восприятия прекрасного.
Страстную любовь к этому удивительному городу — памятнику русской истории — Викторина Владимировна сохранила и по сей день.
С Великим Новгородом связано и зарождение другой страсти Кригер, которой суждено было занять пусть не главное, но важное место в дальнейшей судьбе балерины.
Рядом с домом дедушки, во флигеле, помещалась типография и редакция газеты «Волховский листок». С большой радостью девочка проводила здесь время, наблюдая как зачарованная за работой наборщиков и процесс печатания газеты.
Особенно любила она вечера, когда вся семья вместе с рабочими усаживалась за большой стол и начиналась упаковка газет для отправки. Вся эта работа привила ей любовь к печатному слову — к журналистике, ставшей впоследствии ее второй профессией.
И все же главной страстью маленькой Викторины оставался театр — «таинственный» мир кулис. Атмосфера романтической приподнятости и театральная красочность спектаклей, темы красоты, благородства привлекали порывистую и любознательную девочку, пытливо и жадно воспринимавшую все происходящее на сцене. Отец с матерью были против ее частых посещений театра, разрешая ей бывать лишь на детских представлениях. Балетных спектаклей она еще не видела. Ей лишь запомнились народные танцы в постановках пьес в цирке и особенно полюбившиеся пляски цыган под шарманку.
Но жизненные обстоятельства все теснее сближали девочку с искусством. После нескольких лет постоянных разъездов отца и мать пригласили на работу в Харьков. Случайно, на одном детском вечере у друзей, девочку одели в костюм балерины. Под различные мелодии она должна была танцевать, вернее, импровизировать, придумывать танцевальные движения. Успех был полным! Ее окружили, ей аплодировали, ее хвалили, называя будущей «балериной».
Восторги друзей радовали родителей, но на это событие они не обратили серьезного внимания и о нем забыли. Вскоре, к общей радости, отец получил приглашение в театр Ф. А. Корша в Москву, где маленькая дружная семья прочно и обосновалась.
Однако последствия первого успешного выступления Викторины на костюмированном вечере в Харькове оказались совершенно неожиданными. Девочка сперва несмело, а затем все настойчивее стала просить отца и мать отдать ее «туда, где танцуют».
Родители сочувственно отнеслись к этому неосознанному еще тяготению девочки к балетному искусству. Они хорошо знали, что это труд сложный, многогранный, требующий огромных сил и энергии. Им также было ясно благотворное влияние танцев на физическое развитие — ведь танцор вырабатывает огромную выносливость, подвижность, грацию и собранность. Все это им нравилось.
По приезде в Москву они подали прошение о приеме своей дочери на хореографическое отделение императорского театрального училища.
Когда Викторине сообщили об этом, радости ее не было границ. Меньше всего она думала о том, что их заявление было сто восьмидесятое, а вакансий — всего одиннадцать.
Для родителей не составляло тайны, что для дочери актеров одного природного дарования могло быть недостаточно для поступления в балетную школу. Боясь провала на экзаменах, они старались не захваливать девочку и даже несколько умерить ее пыл. Почувствовав это, Викторина притихла и насторожилась, но неудержимое желание танцевать вселяло в детскую душу смутно сознаваемую веру в успех.
На прием привели двести девочек. Экзаменаторами были прославленные мастера русского балетного искусства — Е. Гельцер, В. Тихомиров, А. Горский, Р. Рославлева, М. Мордкин и другие.
К испытуемым предъявлялись строгие требования. При отборе придавалось большое значение внешности, строению корпуса, рук и ног и в целом требовалось наличие хорошего здоровья. Когда после осмотра Викторина услышала одобрительную фразу, ее сердце радостно забилось от нахлынувшего счастья. К концу первого дня из двухсот детей, явившихся на испытание, отобрали тридцать пять человек. На следующий День был медицинский осмотр, и абсолютно здоровых оказалось только пятнадцать девочек, в числе которых была и Викторина.
Оставался экзамен, и очень строгий, по русскому языку и арифметике. Как помогли знания и любовь к родному языку, полученные от родителей! Ее диктант был одним из лучших. Это был последний экзаменационный день, после которого детям велено было явиться через две недели. Дни ожидания длились мучительно долго. Каждая из кандидаток уже называла себя «балериной». Но вот наступил долгожданный день, когда инспектор вошел в класс и начал читать список принятых. Сердца детей не по-детски сжались. Какое же волнение охватило Викторину, когда она услышала свое имя! Легко себе представить: она была среди принятых!

Продолжение...

Подпишитесь на рассылку:
Давайте дружить
Как нас найти
+7 (495) 509-31-77
Москва, 2-ой Колобовский переулок, д. 9/2 м. Цветной бульвар
   Rambler's Top100